11 июня 2013 года в Воронеже в рамках проектного семинара «Декомпозиция мероприятий «дорожной карты»
изменений в сфере образования Воронежской области, конкретизация плана действий на уровне региона, муниципалитетов, образовательных
организаций» начала работу проектная группа «Мониторинг реализации «дорожных карт» изменений в сфере
общего и дошкольного образования». Координатор – Елена Петряева, руководитель службы мониторинга Института проблем
образовательной политики «Эврика».
Елена Петряева в связи с тем, что система мониторинга реализации «дорожных карт» имеет существенные отличия
на разных уровнях образования, предложила разделиться на две микрогруппы:
- Руководители дошкольных образовательных учреждений.
- Руководители общеобразовательных учреждений.
Далее была озвучена цель работы группы - обсуждение мониторинга реализации «дорожных карт», то есть изучения
того, что будет подвергаться мониторингу и для чего.
Елена Петряева подчеркнула, что главная задача мониторинга –проследить, каким образом через систему предлагаемых
показателей может диагностироваться эффективность работы образовательного учреждения.
Все показатели мониторинга подразделяются на две группы:
- Унифицированные для всех субъектов показатели, зафиксированные на федеральном уровне. Эти показатели нельзя корректировать,
можно только использовать разные методики расчета.
- Показатели, оценивающие эффективность реализации мероприятий, зафиксированных в «дорожной карте», утвержденной
на региональном уровне.
Основные проблемы реализации мониторинга связаны с отчетностью и информационными средами, также редко совпадают плановые
и фактические показатели, так как они фиксируются на текущий момент времени.
Елена Петряева предложила обсудить в микрогруппах, какие еще проблемы могут возникнуть при фиксировании показателей в «дорожных
картах».
Микрогруппа руководителей и работников дошкольных образовательных учреждений обозначила сложности в фиксировании количественных
показателей, например показателя «Численность детей в возрасте 1 – 7 года», так как не все дети посещают
дошкольные учреждения, возможно проживание не по месту прописки и так далее. А именно этот показатель важен для реализации
мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации и обеспечение
всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного
сектора дошкольного образования.
Участники группы отметили, что изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг
в сфере образования, неразрывно связаны с процессом своевременного диагностирования по четким, объективным, однозначно трактуемым
критериям. Анализ количественных и качественных показателей состояния образовательных учреждений необходим и в этом важная
роль принадлежит не только грамотно разработанной «дорожной карте», но и системе мониторинга ее реализации.
Микрогруппа руководителей общеобразовательных учреждений также активно обсудила систему показателей и отметила, что
система мониторинга необходима для принятия в дальнейшем своевременных решений для обеспечения равного доступа к качественному
образованию. А это, в свою очередь, служит основанием для разработки и внедрения системы оценки качества общего образования,
разработки и реализации региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях. Маргарита Попова,
директор МКОУ Аннинская СОШ №1, высказала предложение ввести в штат школы специальную должность для осуществления мониторинга
и статистической отчетности.
Выводы по итогам работы проектной группы:
- Необходимо конкретизировать методику сбора информации и детальное описание первичного показателя, единое понимание того,
что подразумевается под образовательной услугой в дошкольном образовательном учреждении.
- Для получения достоверной информации необходимо единое понимание, из каких составляющих формируется показатель мониторинга.
- Предварительное обучение сотрудников образовательных учреждений, ответственных за мониторинг, разработка подробных инструкции
по заполнению отчетной документации будет гарантией достоверности данных и правильности принятия дальнейших решений.
Ирина Корнева, аналитическая группа Воронежской области
|