11 июня 2013 года в Воронеже в рамках проектного семинара «Декомпозиция мероприятий
«дорожной карты» изменений в сфере образования Воронежской области, конкретизация плана действий на уровне региона,
муниципалитетов, образовательных организаций» с докладом «Механизмы реализации дорожных карт изменений в сфере
общего образования» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики
«Эврика».
В рамках доклада основное внимание было уделено положениям «дорожной карты» Воронежской области: вопросам введения
ФГОС ООО, эффективного контракта и развития региональной системы оценки качества образования. Система оценки качества образования
рассматривалась экспертом как элемент реализации ФГОС ООО и один из системообразующих элементов оценки эффективности реализации
ФГОС.
Каждое из положений было рассмотрено в контексте:
- оценки реалистичности реализации;
- рисков (нормативно-правовых, организационных, финансовых);
- предложения эффективных механизмов реализации мероприятий каждого из направлений;
- методики оценки эффективности реализации.
При очевидной необходимости введения ФГОС ООО, основным риском для Воронежской области, обозначившей срок реализации этого
положения 2018 годом, по мнению Романа Селюкова, является параллельность этого процесса с развитием федеральной системы государственной
аттестации выпускников 9-х классов. Эта система, создание которой должно быть завершено к 2016 году, предполагает оценку метапредметных
результатов, полученных в процессе реализации ФГОС. В этом случае времени на подготовку выпускников, ориентированных на новую
форму итоговой аттестации, останется очень мало. Роман Селюков отметил, что «массовый учитель» в данное время
не видит этого «маяка», точнее, той цели, к которой он должен привести выпускников основной школы.
Эффективными механизмами введения ФГОС Роману Селюкову представляются:
- развитие РСОКО с разделением контрольных и оценочных процедур;
- организация системы независимого оценивания, действующей вне системы управления образованием;
- эффективное использование в рамках ФГОС всех финансовых ресурсов (НПФ, СОТ, Г(М)З, ПК, закупки);
- приведение системы аттестации педагогов в соответствие с требованиями ФГОС или отказ от системы аттестации вообще;
- изменение системы повышения квалификации через создание конкуренции на рынке операторов этих образовательных услуг и финансирование
этой системы на основе НПФ с учетом риска нецелевого расходования средств при использовании схемы ваучера;
- максимально полная реализация стандарта в нескольких образовательных организациях на территории региона.
Роман Селюков в качестве примера привел опыт создания инновационного пространства в Калининградской области и отметил,
что без селекции школ в регионе трудно создать инновационную систему, в которой возможно сравнение и обозначение направления
движения к реализации ФГОС в полной мере. Оценка реализации ФГОС, по мнению эксперта, будет проходить по направлениям, которые
соотнесены с механизмами реализации.
Второй обсуждавшейся проблемой стало введение эффективного контракта в образовательных организациях Воронежской области.
Отправной точкой обсуждения вопроса стало положение о тройной соотнесенности: оснований для распределения финансовых средств
внутри образовательной организации с показателями качества труда учителя/руководителя и показателями Г(М)З. Однако организационно-правовая
форма казенных учреждений не предполагает направления им Г(М)З. Казенных учреждений в Воронежской области 84%. Таким образом,
очевиден первый и главный риск: реализация эффективного контракта затруднительна и результаты невозможно представить как обоснованные.
Это может лишить область права на получение федеральных средств, потребность в которых очень высока - более 2 млрд. в год.
Следовательно, основным эффективным механизмом перехода на эффективный контракт является изменение статуса образовательных
организаций на автономные и бюджетные. Эту ответственность, по мнению эксперта, несут в первую очередь муниципалитеты –
подчеркнул Роман Селюков.
Юлия Шпыг, Юлия Рыжкова, аналитическая группа Воронежской области
|