Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Романа Селюкова 

Лекция «Механизмы реализации дорожных карт изменений в сфере общего образования» - Р.В. Селюков




11 июня 2013 года в Воронеже в рамках проектного семинара «Декомпозиция мероприятий «дорожной карты» изменений в сфере образования Воронежской области, конкретизация плана действий на уровне региона, муниципалитетов, образовательных организаций» с докладом «Механизмы реализации дорожных карт изменений в сфере общего образования» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

В рамках доклада основное внимание было уделено положениям «дорожной карты» Воронежской области: вопросам введения ФГОС ООО, эффективного контракта и развития региональной системы оценки качества образования. Система оценки качества образования рассматривалась экспертом как элемент реализации ФГОС ООО и один из системообразующих элементов оценки эффективности реализации ФГОС.

Каждое из положений было рассмотрено в контексте:

  • оценки реалистичности реализации;
  • рисков (нормативно-правовых, организационных, финансовых);
  • предложения эффективных механизмов реализации мероприятий каждого из направлений;
  • методики оценки эффективности реализации.

При очевидной необходимости введения ФГОС ООО, основным риском для Воронежской области, обозначившей срок реализации этого положения 2018 годом, по мнению Романа Селюкова, является параллельность этого процесса с развитием федеральной системы государственной аттестации выпускников 9-х классов. Эта система, создание которой должно быть завершено к 2016 году, предполагает оценку метапредметных результатов, полученных в процессе реализации ФГОС. В этом случае времени на подготовку выпускников, ориентированных на новую форму итоговой аттестации, останется очень мало. Роман Селюков отметил, что «массовый учитель» в данное время не видит этого «маяка», точнее, той цели, к которой он должен привести выпускников основной школы.

Эффективными механизмами введения ФГОС Роману Селюкову представляются:

  • развитие РСОКО с разделением контрольных и оценочных процедур;
  • организация системы независимого оценивания, действующей вне системы управления образованием;
  • эффективное использование в рамках ФГОС всех финансовых ресурсов  (НПФ, СОТ, Г(М)З, ПК, закупки);
  • приведение системы аттестации педагогов в соответствие с требованиями ФГОС или отказ от системы аттестации вообще;
  • изменение системы повышения квалификации через создание конкуренции на рынке операторов этих образовательных услуг и финансирование этой системы на основе НПФ с учетом риска нецелевого расходования средств при использовании схемы ваучера;
  • максимально полная реализация стандарта в нескольких образовательных организациях на территории региона.

Роман Селюков в качестве примера привел опыт создания инновационного пространства в Калининградской области и отметил, что без селекции школ в регионе трудно создать инновационную систему, в которой возможно сравнение и обозначение направления движения к реализации ФГОС в полной мере. Оценка реализации ФГОС, по мнению эксперта, будет проходить по направлениям, которые соотнесены с механизмами реализации.

Второй обсуждавшейся проблемой стало введение эффективного контракта в образовательных организациях Воронежской области. Отправной точкой обсуждения вопроса стало положение о тройной соотнесенности: оснований для распределения финансовых средств внутри образовательной организации с показателями качества труда учителя/руководителя и показателями Г(М)З. Однако организационно-правовая форма казенных учреждений не предполагает направления им Г(М)З. Казенных учреждений в Воронежской области 84%. Таким образом, очевиден первый и главный риск: реализация эффективного контракта затруднительна и результаты невозможно представить как обоснованные. Это может лишить область права на получение федеральных средств, потребность в которых очень высока - более 2 млрд. в год.  Следовательно, основным эффективным механизмом перехода на эффективный контракт является изменение статуса образовательных организаций на автономные и бюджетные. Эту ответственность, по мнению эксперта, несут в первую очередь муниципалитеты – подчеркнул Роман Селюков.

Юлия Шпыг, Юлия Рыжкова, аналитическая группа Воронежской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100