11 июня 2013 года в Воронеже в рамках проектного семинара «Декомпозиция мероприятий «дорожной карты»
изменений в сфере образования Воронежской области, конкретизация плана действий на уровне региона, муниципалитетов, образовательных
организаций» с докладом «Механизмы институционализации современных представлений о качестве образования»
выступил Алексей Воронцов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Алексей Воронцов начал свое выступление с постановки ключевых вопросов:
- Почему проблема качества современного образования стоит в повестке дня с 2007 года (начало КПМО) и до сих пор не
решена?
- Что является главным показателем того, что проблема «качества» не только не снята с повестки дня, а становится
с каждым годом более актуальней, чем раньше?
Эксперт проанализировал существующую нормативно-правовую базу, отметил, что на данный момент разработаны нормативно-правовые
механизмы, однако оценить эффективность их реализации проблематично.
Алексей Воронцов отметил, что школа, с точки зрения построения оценки качества, свободна в своих действиях, но как увидеть,
как показать реально (а не по отчетам), что качество образования меняется в лучшую сторону? Что задает (может задавать)
другое (новое) качество образования?
Эксперт предложил 10 шагов на пути к изменению представлений о качестве общего образования:
- Необходимо инициировать «разговор» о содержании общего образования 21 века. Образовательная программа –
носитель содержания образования образовательного учреждения. Важно, чтобы школы составляли основную образовательную программу
на основе нескольких примерных программ.
- Необходимо развести на институциональном уровне такие понятия как «образовательные результаты» и «качество»
образования; «контроль» и «оценка» качества общего образования. Контроль качества не может быть «извне»,
контроль должен происходить не по нормам «контролера», а на основании норм, заложенных в образовательной программе
образовательного учреждения.
- Необходимо задать (описать) образовательные результаты с учетом двух главных требований: результаты должны быть
уровневые и операциональные (измеряемые). Все, что измерить нельзя - нужно исключить из описания результатов.
- Необходима разработка адекватных контрольно-измерительных материалов для оценки уровневых образовательных результатов
разными группами разработчиков на конкурсной основе (ликвидация, с одной стороны, монополии, с другой стороны, разгул «региональной
самостоятельности» в разработке КИМов).
- Определять «качество» полученного образования должен только «потребитель» (учащийся и его
родитель) и только на основе договорных обязательств (общественный договор). Эксперт предложил каждому образовательному учреждению
выбирать свой уровень результативности, который будет заложен в образовательной программе учреждения. И, как следствие, «потребители»
выбирают учреждение с обязательным подписанием договора. Механизм финансирования будет зависеть от выбранного уровня результативности.
- Алексей Воронцов констатировал факт, что у детей при существующей форме оценивания отсутствует контрольно-оценочный «орган».
Пора перейти на реальное формирующее оценивание в классе, исключив устаревшую систему балльного оценивания как инструмента
«давления» на всех субъектов образовательного процесса при одновременном развитии внешней оценки качества образования
через создание независимых центров оценки качества в регионах. При этом исключить результаты ГИА и ЕГЭ из показателей «качества
образования», всех рейтингов и тому подобное.
- Изменить представление об «эффективном контракте» с учителем до его повсеместного введения, где обе стороны
друг другу выставляют условия, при которых определяются эффективные пути достижения необходимых результатов. Эффективный контракт
определяет зарплату учителя: чем выше эффективность – тем выше зарплата.
- Необходима реальная увязка «качества образования» и финансирования школы. Нормативно - подушевое финансирование
есть только базовая необходимая часть бюджета, должна быть иная часть (возможно «фонд качества»), которая определяется
по показателям достижения качества образования.
- Электронная среда не должна быть аналогом бумажной среды, не быть «параллельным миром». Необходима такая электронная
среда, которая позволит всем субъектам образования в ней «жить». Она доступна, открыта, удобна и связана с планшетными
технологиями.
- Алексей Воронцов отметил, что предыдущие девять шагов касаются непосредственно уровня образовательной организации, то
последний шаг касается всей вертикали управления: распределение полномочий в оценке качества между всеми уровнями управления
образования, закрепив все функции в оценке качества в общероссийской системе оценки качества образования на уровне Постановления
Правительства Российской Федерации.
Лилия Байкова, аналитическая группа Воронежской области
|