Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Алексея Воронцова 

Лекция «Механизмы институционализации современных представлений о качестве образования», А.Б. Воронцов




11 июня 2013 года в Воронеже в рамках проектного семинара «Декомпозиция мероприятий «дорожной карты» изменений в сфере образования Воронежской области, конкретизация плана действий на уровне региона, муниципалитетов, образовательных организаций» с докладом «Механизмы институционализации современных представлений о качестве образования» выступил Алексей Воронцов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Алексей Воронцов начал свое выступление с постановки ключевых вопросов:

  • Почему  проблема качества современного образования стоит в повестке дня с 2007 года (начало КПМО) и до сих пор не решена?
  • Что является главным показателем того, что проблема «качества» не только не снята с повестки дня, а становится с каждым годом более актуальней, чем раньше?

Эксперт проанализировал существующую нормативно-правовую базу, отметил, что на данный момент разработаны нормативно-правовые механизмы, однако оценить эффективность их реализации проблематично.

Алексей Воронцов отметил, что школа, с точки зрения построения оценки качества, свободна в своих действиях, но как увидеть, как показать реально (а не по отчетам), что качество образования меняется  в лучшую сторону? Что задает (может задавать) другое (новое) качество образования?

Эксперт предложил 10 шагов на пути к изменению представлений о качестве общего образования:

  1. Необходимо инициировать «разговор» о содержании общего образования 21 века. Образовательная программа – носитель содержания образования образовательного учреждения. Важно, чтобы школы составляли основную образовательную программу на основе нескольких примерных программ.
  2. Необходимо развести на институциональном уровне такие понятия как «образовательные  результаты» и «качество» образования; «контроль» и «оценка» качества общего образования. Контроль качества не может быть «извне», контроль должен происходить не по нормам «контролера», а на основании норм, заложенных в образовательной программе образовательного учреждения.
  3. Необходимо задать (описать) образовательные результаты с учетом двух главных  требований: результаты должны быть уровневые и операциональные (измеряемые). Все, что измерить нельзя - нужно исключить из описания  результатов.
  4. Необходима разработка адекватных контрольно-измерительных материалов для оценки уровневых образовательных результатов разными группами разработчиков на конкурсной основе (ликвидация, с одной стороны, монополии, с другой стороны, разгул «региональной самостоятельности» в разработке КИМов).
  5. Определять «качество» полученного  образования должен только «потребитель» (учащийся и его родитель) и только на основе договорных обязательств (общественный договор). Эксперт предложил каждому образовательному учреждению выбирать свой уровень результативности, который будет заложен в образовательной программе учреждения. И, как следствие, «потребители» выбирают учреждение с обязательным подписанием договора. Механизм финансирования будет зависеть от выбранного уровня результативности.
  6. Алексей Воронцов констатировал факт, что у детей при существующей форме оценивания отсутствует контрольно-оценочный «орган». Пора перейти на реальное формирующее оценивание в классе, исключив устаревшую систему балльного оценивания как инструмента «давления» на всех субъектов образовательного процесса при одновременном развитии внешней оценки качества образования через создание независимых центров оценки качества в регионах. При этом исключить результаты ГИА и ЕГЭ из показателей «качества образования», всех рейтингов и тому подобное.
  7. Изменить представление об «эффективном контракте» с учителем до его повсеместного введения, где обе стороны друг другу выставляют условия, при которых определяются эффективные пути достижения необходимых результатов. Эффективный контракт определяет зарплату учителя: чем выше эффективность – тем выше зарплата.
  8. Необходима реальная увязка «качества образования» и финансирования  школы. Нормативно - подушевое финансирование есть только базовая необходимая часть бюджета, должна быть иная часть (возможно «фонд качества»), которая определяется по показателям достижения качества образования.
  9. Электронная среда не должна быть аналогом бумажной среды, не быть «параллельным миром». Необходима такая электронная среда, которая позволит всем субъектам образования в ней «жить». Она доступна, открыта, удобна и связана с планшетными технологиями.
  10. Алексей Воронцов отметил, что предыдущие девять шагов касаются непосредственно уровня образовательной организации, то последний шаг касается всей вертикали управления: распределение полномочий в оценке качества между всеми уровнями управления образования, закрепив все функции в оценке качества в общероссийской системе оценки качества образования на уровне Постановления Правительства Российской Федерации.

Лилия Байкова, аналитическая группа Воронежской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100