11 июня 2013 года в Воронеже в рамках проектного семинара «Декомпозиция мероприятий «дорожной карты»
изменений в сфере образования Воронежской области, конкретизация плана действий на уровне региона, муниципалитетов, образовательных
организаций» с первой частью доклада «Перспективы модернизации системы образования в рамках реализации указов
Президента от 7 мая 2012 года» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики
«Эврика».
Александр Адамский подчеркнул, что фактически результатом реализации «дорожной карты» в регионе должны стать
сами мероприятия и обеспечивающий их реально сформированный региональный бюджет в части расходов на образование.
Перспективы модернизации системы образования в рамках реализации указов Президента от 7 мая 2012 года сложны, так как система
оплаты труда в дошкольных учреждениях, а так же учреждениях дополнительного образования, не сформирована. Основная проблема
заключается в том, что существует дефицит финансовых средств и необходим тщательный анализ источников устранения этого дефицита.
Важно также осознать необходимость формирования комплексной компетенции управленческого персонала образовательных учреждений,
тем более в системе дошкольного образования. Комплексная компетенция формируется из знаний правовых основ, содержания и методики
оценки качества образования, информационной и финансовой грамотности.
Основа модернизации заключается в том, что система образования испытывает напряжение в связи с тем, что радикальные изменения
в обществе, экономике, политике происходят за гораздо меньший период времени, чем образовательный цикл. Хотя в прошлом, три-пять
поколений людей жили в одинаковых условиях. В связи с этим главный вопрос модернизации: «Как готовить детей к жизни,
которая так стремительно изменяется?»
Были обозначены цели модернизации образования:
- Догнать лидеров
- Удовлетворить критиков
- Обеспечить конкурентоспособность
- Занять население
- Улучшить жизнь людей
Основные положения модернизации образования:
- Модернизация укладов - связь с образованием.
- Жизнь меняется - образование догоняет.
- Время предельных изменений (жизненного цикла инноваций), стало намного меньше времени изменений (жизненного цикла)
образовательных программ и институтов.
- Технологические уклады и образовательные институты.
Из выше сказанного был сделан вывод об особенной роли дошкольного образования. Неоспоримый факт, что основные компетенции
человека закладываются в дошкольном возрасте, например, управление временем, умение перестраиваться в соответствии с новыми
требованиями, то есть часто менять роли, самостоятельно оценивать результата своего труда и так далее. А успешное формирование
этих навыков невозможно без опытного педагога дошкольного образования. Вопрос в том, что привлечь в систему дошкольного образования
достойных педагогов можно только достойной оплатой труда.
Александр Адамский уточнил, что проблема оплаты заключается в выборе - платить за виды деятельности педагога или платить
за результат, тогда главное - четкие критерии к желаемому результату, которых пока нет. Но неопределенность результатов не
означает, что деятельность невозможна. Наоборот: иллюзия определенности, наивное представление о том, что если «правильно
построить деятельность», то обязательно достигнешь запланированных результатов, эксперт считает опасным и жестоким заблуждением.
Это заблуждение, которое приводит к насилию и подтасовке промежуточных результатов. Результат не определен в том смысле, что
на каждом этапе деятельности необходима глубокая рефлексия, сопоставление замысла и достигнутого, и как следствие - корректировка
не только средств и механизмов, но и, возможно, самой цели – подытожил Александр Адамский.
Ирина Корнева, аналитическая группа Воронежской области
|