Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Проект резолюции V Байкальского образовательного форума 

Итоговый пленум форума




6 июля 2013 года на берегу озера Байкал в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века» состоялось итоговое пленарное заседание.

Открывая итоговый пленум, Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия отметил, что в V Байкальском образовательном форуме приняли участие более 1000 человек из 34 регионов Российской Федерации. Краткий анализ итогов обсуждения на дискуссионных площадках Форума представили региональные и федеральные эксперты.

Говоря о результатах обсуждения площадок по проблематике дошкольного детства Анжела Невежина, заведующий МАДОУ Детский сад №111 г.Улан-Удэ «Дашенька» отметила, что одной из главных линий обсуждения в рамках Форума стало введение ФГОС дошкольного образования, который призван стать средством изменения ситуации, когда дошкольное образование не получало достаточно внимания как основополагающая ступень образования и финансировалось по остаточному принципу. Новый ФГОС должен стать инструментом для введения эффективных механизмов финансирования дошкольного образования. Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» сделала акцент на развитии кадрового потенциала. Ключевая проблема – отсутствие площадок для повышения квалификации педагогических работников ступени дошкольного образования. Нужны региональные стажировочные площадки по вопросам введения ФГОС дошкольного образования.

Итоги обсуждения площадки по вопросам модернизации общего образования представили Алексей Семенов, ректор ГАОУ ВПО г.Москвы «Московский институт открытого образования» и Джамиля Чимитова, проректор ФГБОУ ВПО «Бурятский государственнй университтет». Качество – это системная характеристика, а не количество золотых медалей, - отметила Джамиля Чимитова. Ключевая роль в этом принадлежит общественным институтам. Следующий важный аспект – обеспечение сквозных результатов образования, преемственность образовательных структур: от учреждений общего образования к учреждениям среднего и высшего профессионального образования. Важно приращение индивидуальных результатов, эффективным инструментом для их фиксации и обеспечения прозрачности оценочных и мониторинговых процедур станет электронная образовательная среда, - отмечает Алексей Семенов, – поскольку сейчас недостаточно конструктивных механизмов для реализации процесса оценки качества образования, развитие в данном направлении необходимо стимулировать. И обсуждение такой проблематики на широких дискуссионных площадках является важным шагом в данном направлении.

Анастасия Белолуцкая, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» представила анализ результатов обсуждения площадки дополнительного образования. Ключевой тренд – интеграция трех уровней образования дополнительного, общего и профессионального. Если удастся решить эту проектную задачу хотя бы на уровне муниципалитета, региона, то тогда все ресурсы станут образовательными, позволят шагнуть за рамки узко специального подхода. Точки роста в этом направлении заданы на V Байкальском образовательном форуме.

Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» и Галина Фомицкая, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики, подвели итоги дискуссий по вопросам профессионального образования. Ключевые проблематики – качество образования, эффективный контракт, нормативно – подушевое финансирование на всех уровнях образования. Необходимость реформирования системы педобразования возникла уже давно, уже представлены новые подходы к разработке образовательных профессиональных программ. Учреждения дополнительного педагогического образования больше не могут существовать в традиционной форме. Высказано предложение о передаче на аутсорсинг полномочий по разработке курсов повышения квалификации на научно – исследовательской деятельности. Однако необходимо решить вопрос о нормативах финансирования данного направления деятельности.

Владимир Бацын, начальник отдела региональной политики Института проблем образовательной политики «Эврика», координатор дискуссионной площадки по вопросам государственно – общественного управления в образовании, объявил о вероятности создания Ассоциации общественных управляющих. Однако создание такой ассоциации еще не означает, что возник субъект, который может реально представлять интересы общества в образовании, которое в данный момент присутствует в образовании довольно формально. Есть и обратная тенденция, когда само образование не присутствует в обществе, его вызовы не воспринимаются обществом. Парадоксально, но образование не вырабатывает такой потребности в обучающихся. Вместе с тем, нужно отметить, что тенденция роста прежде единичных случаев вовлеченности представителей общественности в образование сохраняется. Такого рода деятельность извне оказывается более эффективной для развития модернизационных процессов, чем исходящая из образования.

Вадим Чеха, заместитель руководителя Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки, отметил, что принципиально важной инновацией стало объединение в рамках обсуждения проблем, возникающих у экспертов как на региональном, так и федеральном уровне. Очевидна необходимость целенаправленного «выращивания» общественного контроля. Это позволит интегрировать в государственные процедуры самые различные механизмы оценки качества. Следующий аспект – необходимость установления прямой взаимосвязи между объемами финансирования и результатами государственно – общественной оценки качества образования.

Член Совета Федерации Людмила Бокова отметила, что в ситуации, когда законы не всегда дают готовые решения, важно вовлекать в обсуждение образовательных проблем другие ведомства (Министерство финансов, экономики и другие) с целью получения профессиональных комментариев к обсуждаемым вопросам.

Резюмируя работу форума, Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки Российской Федерации подчеркнул, что одним из важных эффектов Форума стало то, что в общественной среде в настоящее время возникает много агентов влияния, которые принимают самое активное участие в разработке ключевых принципов, нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс. Произошел существенный сдвиг в развитии идеи саморегулирования, и это один из главных трендов современной образовательной политики.

Завершилось пленарное заседание вручением наград победителям II Межрегионального конкурса эффективных управленческих моделей:

  • Гран-при: Проект Министерства образования Пензенской области «Группы выездного воспитателя – эффективная форма дошкольного образования в отдалённой сельской местности».
  • 1 место: «Управленческая модель регионального института образовательной политики» АОУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики»
  • 2место: «Управление изменениями: общие подходы к внедрению нормативного финансирования в сфере образования региона» ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»
  • 3место: «Деятельностная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия)» АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II»

Наталья Цырендашиева, Оюна Убодоева, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100