Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> V Всероссийский Байкальский образовательный форум> Панельная дискуссия «Мировые тренды и стратегии развития системы образования»

Панельная дискуссия «Мировые тренды и стратегии развития системы образования»




5 июля 2013 года в Улан-Удэ в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века» состоялась панельная дискуссия «Мировые тренды и стратегии развития системы образования». Модератор: Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Александр Адамский обозначил основные позиции дискуссии - развилки развития системы образования:

  • мировые тренды воспринимаются как абсолютно внешние по отношению к России, хотя анализ мировых трендов показывает, что система образования России – часть мировой образовательной  политики;
  • механический перенос тенденций невозможен, при реализации какой - либо тенденции нужно учитывать, в каких социальных, экономических и политических условиях такой тренд проявляется. На сегодня в России не открыты места социализации, сложно открыть свое дело, присутствует клановость, коррупция, поэтому образование не работает как «социальный лифт». В этом смысле, ЕГЭ совершил социальный переворот, превращая образование в социальный лифт;
  • уровень институционализации образовательной политики указывает, что в тренде – ручное управление. Система образования управляется  институтами и стимулами. В перспективе - восстановление  институционального управления.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики», заметил, что система образования постоянно усложняется и требует  тонких и не прямых решений. Типичные примеры простых решений (поступать как все, «это не может быть никогда, потому, что не может быть никогда») неприемлемы на уровне руководителей образования. Сейчас остро стоит проблема неравенства. В любой системе массового образования, в которой нет форсированного механизма выравнивания, будет расслоение возможностей, появление элитарности образования. Приобретение советского образования - система позитивной дискриминации. В 90-е годы эти механизмы были нарушены, за последние 20 лет сложились группы привилегированных школ с иным социальным составом детей. С точки зрения академической – отбор детей оправдан. Сегодня применяются иные механизмы выравнивания: нормативно – подушевое финансирование, поддержка  школ, работающих в сложных социальных условиях.

Алексей  Семенов, ректор ГАОУ ВПО г.Москвы «Московский институт открытого образования», подчеркнул, что при анализе развития математического образования обнаруживается необходимость ранней дифференциации детей по уровню мотивации ребенка к учению. Дифференциация как минимум с 6 класса ощущается как адекватная. Образование может быть массовым, но низкого уровня. По большинству развилок имеются не разногласия, а согласия. Фиксируется даже не развилка, а разрыв между провозглашением и реальностью, даже провозглашение имеет влияние на реальность.

Господин Оюунтэгш, генеральный секретарь Торгово-промышленной палаты Монголии заметил, что работодатели Монголии и Китая заинтересованы  в развитии образования, в получении кадров высокого качества, адаптированных к реализации инновационных, передовых технологий, в том числе идущих из России. В Монголии есть интерес к российскому образованию.

Правин Мишра, преподаватель аспирантуры г.Варанахи (Индия) заметил, что сегодня система образования Индии, используя опыт Великобритании, является  сильной системой. В Индию были привлечены частные инвестиции в образование для развития системы. Именно в частном секторе проявляется опыт многих зарубежных систем образования при основе стандартности британского образования. Чисто индийская модель образования основана на принципе резервирования при кастовой структуре общества. Резервирование предполагает выделение большей части государственного финансирования на образование представителей низших каст. Определяющим фактором развития образования является предоставление возможности социализироваться в любой точке планеты при высоком качестве обучения английскому языку, приоритет - техническое образование, возможности получения смежных профессий и формирование высокой мотивации к получению образования уровнем выше.

Татьяна Ковалева, президент МОО «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация» подчеркнула, что при обсуждении проблемы неравенства в образовании, нужно понимать, что преодолеть неравенство по факту рождения возможно при формировании разных концепций по отбору детей в обучении. Должна формироваться избыточная образовательная среда, определяющая ситуацию открытого образования. В ущерб одаренности, необходим поиск технологий развития всех детей, проходящих образовательный интерес.

Александр Адамский сформулировал вопрос для дискуссии: «У нашей страны должно быть общее образование? Если да, то должна быть одна общая линейка».

Анна Хамардюк, заместитель директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки Российской Федерации отметила, что нет вопроса неравенства в российской школе, элитные школы имеют много декоративных элементов, школы действительно элитные – штучный товар, где иное содержание и построение данного содержания. Любой тезис о единстве содержания достаточно условен, здесь остро стоит вопрос об открытости образования, позволяющий «зайти во все двери и взять все необходимое».

Владимир Бацын, начальник отдела региональной политики Института проблем образовательной политики «Эврика» заметил, что мировые тренды в образовании можно было бы выявить, зафиксировав все миграционные потоки на земном шаре, вызванные вопросами образования. Где люди стремятся получить образование и куда перемещаются, его получив и какое место здесь занимает Россия? Стремление дать человеку такое образование, которое позволило бы найти себя в любом пространстве, не отдельно в каком – то населенном пункте, стране, предполагает другое содержание образования.

Александр Адамский, подводя итог панельной дискуссии, зафиксировал следующие тезисы:

  • Равенство и неравноправие – вещи разные, задача образовательного сообщества – обеспечить равные возможности получения образования;
  • Фиксируется сдвиг с дипломного образования на компетентностное. Задача образовательной политики – заметить данный тренд и привести к институционализации.
  • Образование может обеспечить социализацию ребенка, когда будет известна социально-экономическая ситуация на перспективу, нужен прогноз. Нужно исходить из позиции: какой нужен человек для данной территории, а какая территория нужна человеку.

«Тренды в развитии образовании, технологий и экономики нужно обсуждать вместе» - подытожил эксперт.

Эржени Будаева, аналитическая группа Республики Бурятия



система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100