5 июля 2013 года в Улан-Удэ в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы
XXI века» состоялся круглый стол «Учитель и культура – вызовы XXI века». Модераторы: Игорь Реморенко,
заместитель министра образования и науки Российской Федерации, Александр Адамский, научный руководитель Института проблем
образовательной политики «Эврика» и Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института
проблем образовательной политики «Эврика».
Александр Адамский, открывая работу круглого стола отметил, что Байкальский образовательный форум в этом году посвящен
эволюции учительской профессии. Мы пытаемся понять, будет ли существовать профессия учителя в том виде, в каком она есть?
Профессия учителя родилась и существует давно. От поздней античности до Нового времени была некая религиозная модель, в эпоху
Просвещения - светская модель «воспитательного идеала», в XXI веке происходит отказ от всеобщего идеального портрета
всесторонне развитой личности в пользу индивидуальной образовательной траектории. Роль учителя в большей степени была определена
как транслятора. Учитель как транслятор культуры в эпоху высоких скоростей изменений в технологиях и обществе мало дееспособен.
Культура самого учителя как профессионала должна отвечать требованиям времени: учитель-транслятор культуры, учитель-навигатор
в культуре; учитель-автор; учитель-проектировщик образовательных сред; учитель, как помощник в проектировании собственных
способов вхождения в культуру и действия в культуре; автор (мастер), как учитель; среда – как учитель.
Каково сегодня место образования «между» обществом и культурой? Культура существует в образовании как макет.
В разные времена эти макеты спасали, но между образованием и культурой всегда существовала пропасть, которая становится все
больше и больше. И вопрос о том, сможет ли учитель олицетворять собой идеал, существующий в культуре, очень и очень спорный.
Есть еще и такие вопросы, как можно в раздробленности культур создать для ребенка целостный образ, и можно ли представить
себе будущее, в которое войдет этот ребенок. Наше время – осмысление образования как принципиально открытого (но специфически
организованного) пространства социализации и аккультурации всего общества (а не только юных поколений). Профессия учителя
не может существовать в том виде в каком она была со времен Сократа.
Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия заметил, что современное образование требует сегодня найти
ресурс для качественного рывка, способного изменить подходы к обучению. Современный учитель должен быть устремлен в будущее,
а заработная плата должна зависеть от качества его деятельности. В связи с этим, возникает необходимость перехода на эффективный
контракт. Несомненно, что существует тесная связь между процессами в образовании и мировыми изменениями, но цикл общего образования
существенно отстает от темпов развития общества. Потому необходимы постоянные экспертные форумы, дискуссии, площадки для поиска
новых институциональных форм и моделей развития образования. На выбор темы Форума повлияла острейшая проблема экономики –
дефицит квалифицированных работников, способных работать с современными технологиями. Это диктует повышенные требования к
квалификации учителей, к готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. По существу, сегодня формируется
«новый культурный слой» общества, призванный ответить на вызов современности.
Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки Российской Федерации констатировал, что образование должно осуществляться
в контексте определенного типа культуры. Учитель должен являться носителем передовой культуры, он сам является ценностью и
производит новые ценности учеников – тем самым идентифицирует себя с культурой.
Педагогическая деятельность – это прежде всего диалог между культурами, обмен культурными ценностями (а не просто
передача знаний, умений и навыков). Всякая история есть история культуры и образования, поэтому, чтобы определять стратегические
цели и задачи образования, нужно изучать историю развития культуры и образования.
Тимур Цыбиков, министр культуры Республики Бурятия основным вопросом круглого стола является в переводе на специфику Министерства
культуры: «Как в культуре представляют образование?». Согласно определению понятия «культура»,
с одной стороны - это воспроизведение норм накопленных человечеством, с другой – это возделывание. В этом смысле Министерство
культуры занимается производством культуры, а образование - это потребители культуры.
Сегодня, когда школьники не приходят в театр, а учитель не обязан их водить в театры, необходимо понять, что делать и с
кого начинать? Какова траектория введения культуры в образовательный процесс? Культура учит эмоциям, учит сочувствовать…
но в то же время мы видим разные обсуждения негативного характера об учителе в прессе и понимаем, что само общество сдерживает
учителей нести культуру через образовательную деятельность. У учителя нет защиты от социума, поэтому он лучше не будет делать
лишних действий. Поэтому, необходимо связать оплату педагогов с внеклассной работой и обеспечить внеклассную деятельность
всеми надлежащими ресурсами. Сегодня мы переходим на другую ступень, в другие образовательные траектории и в этой связи нужно
говорить о просвещении, под которым ранее понималось передача, распространение знаний и культуры. Просвещение - это
выход человека из состояния своего несовершеннолетия.
Алексей Семенов, ректор ГАОУ ВПО г.Москвы «Московский институт открытого образования» подчеркнул, что в образовании
должен быть баланс культур - это основная задача. Считается, что литература и искусство учат эмоциям, математика учит логике.
Но есть еще одна новая задача – это обучение сетевой культуре и цифровой морали. Ведь в XXI век – в век
информационных технологий – возникает культура создания, культура воссоздания, а не воспроизведения. Дети могут написать
музыку, а по литературе – сами могут написать сценки и инсценировать. При этом мы не учим критическому осмыслению. Отсюда
возникают проблемы цитирования, прямого скачивания без осмысления информации и анализа информации.
Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика»
заметил, что существует более 200 определений культуры. Мне наиболее близко следующее определение: «Культура есть отношение
человека к природе, обществу и самому себе». Ключевое слово в этом определении – отношение. Сейчас же школьная
модель ориентирована на знание природы, общества, а не на отношение. Возникают следующие вопросы: в какой степени мы можем
войти в диалог с самим собой? Как мы можем научить детей этому? У человека должно быть осознание полноты и направленности
культурной экспансии своей личности, осознание своих пределов, представление о собственном культурном пространстве и забота
о его обустройстве. Учим ли мы детей быть экспансионистами своего мнения, опыта? В этом смысле общее образование человека,
его общее культурное развитие должно быть пожизненным. Стремление человека жить в разнообразной общности – это один
из вызовов XXI века.
Аналитическая группа Республики Бурятия
|