Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> V Всероссийский Байкальский образовательный форум> Круглый стол «Учитель и культура – вызовы XXI века»

Программа круглого стола 
Презентация к докладу Александра Адамского 
Презентация к докладу Игоря Реморенко 

Круглый стол «Учитель и культура – вызовы XXI века»

 



5 июля 2013 года в Улан-Удэ в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века» состоялся круглый стол «Учитель и культура – вызовы XXI века». Модераторы: Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» и Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».

Александр Адамский, открывая работу круглого стола отметил, что Байкальский образовательный форум в этом году посвящен эволюции учительской профессии. Мы пытаемся понять, будет ли существовать профессия учителя в том виде, в каком она есть? Профессия учителя родилась и существует давно. От поздней античности до Нового времени была некая религиозная модель, в эпоху Просвещения - светская модель «воспитательного идеала», в XXI веке происходит отказ от всеобщего идеального портрета всесторонне развитой личности в пользу индивидуальной образовательной траектории. Роль учителя в большей степени была определена как транслятора. Учитель как транслятор культуры в эпоху высоких скоростей изменений в технологиях и обществе мало дееспособен. Культура самого учителя как профессионала должна отвечать требованиям времени: учитель-транслятор культуры, учитель-навигатор в культуре; учитель-автор; учитель-проектировщик образовательных сред; учитель, как помощник в проектировании собственных способов вхождения в культуру и действия в культуре; автор (мастер), как учитель; среда – как учитель.

Каково сегодня место образования «между» обществом и культурой? Культура существует в образовании как макет. В разные времена эти макеты спасали, но между образованием и культурой всегда существовала пропасть, которая становится все больше и больше. И вопрос о том, сможет ли учитель олицетворять собой идеал, существующий в культуре, очень и очень спорный. Есть еще и такие вопросы, как можно в раздробленности культур создать для ребенка целостный образ, и можно ли представить себе будущее, в которое войдет этот ребенок. Наше время – осмысление образования как принципиально открытого (но специфически организованного) пространства социализации и аккультурации всего общества (а не только юных поколений). Профессия учителя не может существовать в том виде в каком она была со времен Сократа.

Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия заметил, что современное образование требует сегодня найти ресурс для качественного рывка, способного изменить подходы к обучению. Современный учитель должен быть устремлен в будущее, а заработная плата должна зависеть от качества его деятельности. В связи с этим, возникает необходимость перехода на эффективный контракт. Несомненно, что существует тесная связь между процессами в образовании и мировыми изменениями, но цикл общего образования существенно отстает от темпов развития общества. Потому необходимы постоянные экспертные форумы, дискуссии, площадки для поиска новых институциональных форм и моделей развития образования. На выбор темы Форума повлияла острейшая проблема экономики – дефицит квалифицированных работников, способных работать с современными технологиями. Это диктует повышенные требования к квалификации учителей, к готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. По существу, сегодня формируется «новый культурный слой» общества, призванный ответить на вызов современности.

Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки Российской Федерации констатировал, что образование должно осуществляться в контексте определенного типа культуры. Учитель должен являться носителем передовой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности учеников – тем самым идентифицирует себя с культурой.

Педагогическая деятельность – это прежде всего диалог между культурами, обмен культурными ценностями (а не просто передача знаний, умений и навыков). Всякая история есть история культуры и образования, поэтому, чтобы определять стратегические цели и задачи образования, нужно изучать историю развития культуры и образования.

Тимур Цыбиков, министр культуры Республики Бурятия основным вопросом круглого стола является в переводе на специфику Министерства культуры:  «Как в культуре представляют образование?». Согласно определению понятия «культура», с одной стороны - это воспроизведение норм накопленных человечеством, с другой – это возделывание. В этом смысле Министерство культуры занимается производством культуры, а образование - это потребители культуры.

Сегодня, когда школьники не приходят в театр, а учитель не обязан их водить в театры, необходимо понять, что делать и с кого начинать? Какова траектория введения культуры в образовательный процесс? Культура учит эмоциям, учит сочувствовать… но в то же время мы видим разные обсуждения негативного характера об учителе в прессе и понимаем, что само общество сдерживает учителей нести культуру через образовательную деятельность. У учителя нет защиты от социума, поэтому он лучше не будет делать лишних действий. Поэтому, необходимо связать оплату педагогов с внеклассной работой и обеспечить внеклассную деятельность всеми надлежащими ресурсами. Сегодня мы переходим на другую ступень, в другие образовательные траектории и в этой связи нужно говорить о просвещении, под которым ранее понималось передача, распространение  знаний и культуры. Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия.

Алексей Семенов, ректор ГАОУ ВПО г.Москвы «Московский институт открытого образования» подчеркнул, что в образовании должен быть баланс культур - это основная задача. Считается, что литература и искусство учат эмоциям, математика учит логике. Но есть еще одна новая  задача – это обучение сетевой культуре и цифровой морали. Ведь в XXI век – в век информационных технологий – возникает культура создания, культура воссоздания, а не воспроизведения. Дети могут написать музыку, а по литературе – сами могут написать сценки и инсценировать. При этом мы не учим критическому осмыслению. Отсюда возникают проблемы цитирования, прямого скачивания без осмысления информации и анализа информации. 

Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика» заметил, что существует более 200 определений культуры. Мне наиболее близко следующее определение: «Культура есть отношение человека к природе, обществу и самому себе». Ключевое слово в этом определении – отношение. Сейчас же школьная модель ориентирована на знание природы, общества, а не на отношение. Возникают следующие вопросы: в какой степени мы можем войти в диалог с самим собой? Как мы можем научить детей этому? У человека должно быть осознание полноты и направленности культурной экспансии своей личности, осознание своих пределов, представление о собственном культурном пространстве и забота о его обустройстве. Учим ли мы детей быть экспансионистами своего мнения, опыта? В этом смысле общее образование человека, его общее культурное развитие должно быть пожизненным. Стремление человека жить в разнообразной общности – это один из вызовов XXI века.

Аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100