5 июля 2013 года в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века»
состоялась образовательная экспедиция в Селенгинский район Республики Бурятия.
Свою работу экспедиция начала с посещения площадки малокомплектных школ района, представленной на базе МБОУ Харганатская
СОШ. Идея площадки – показать социокультурное проектирование уклада жизнедеятельности села, где школа является
системообразующим социальным объектом, раскрывающим сущность и содержание, процессы создания, сохранения, трансляции, освоения
и развития традиций, ценностей и норм культуры. Актуализируется значимость совместной работы в отмеченных направлениях с профессиональной
и гражданской общественностью. Возникает необходимость привлечения на уровне муниципалитета профессиональной и гражданской
общественности к разработке муниципального задания и созданию муниципальной системы оценки качества образования.
На площадке прошла презентация различных моделей образовательной программы школьного образования, которую провели руководители
малокомплектных школ. В районе широко практикуется сетевое взаимодействие малокомплектных школ, которое выражается в сотрудничестве
по методическому обеспечению школ, в совместной разработке основной образовательной программы. Презентация результатов достижений
детей проходила в рамках районного фестиваля малокомплектных школ.
Виктория Зодбоева, директор Ноехонской малокомплектной школы презентовала модель социокультурной образовательной программы,
особое внимание в которой уделяется развитию современной школьной инфраструктуры и занятиям национальными видами спорта, кроме
того, дети активно занимаются исследовательской деятельностью.
Ольга Нимаева, директор Ацульской малокомплектной школы, представила вниманию участников экспедиции модель агротехнологической
школы. Материально-техническая база школы включает: агрокласс, кабинет биологии, теплицу, плодово-ягодный питомник, маточные
насаждения и плантации. Все это дает возможность учащимся осуществлять продуктивную научно-исследовательскую деятельность.
По мнению Майи Хажеевой, директора Ардасанской начальной школы, сквозной линией в образовательной деятельности является учебная
мотивация, что обеспечивает успешность в урочной, внеурочной и внешкольной видах деятельности.
Выступление главы поселения Харгана Светланы Бубеевой было посвящено социокультурному проектированию уклада и жизнедеятельности
села. Отмечена важность понимания того, что школа должна быть центром воспитательного пространства села, определять
его культуру. Сельская школа решает не только проблему оттока населения из села, но и задачу привлекательности для возвращения
своих выпускников. В селе постоянно реализуются различные проекты, например, по формированию валеологической культуры школьников
«Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам» и «Этнокультурный центр села». Для учителей школы
важно, чтобы каждый ученик, покидая школу, четко знал свои преимущества перед сверстниками и умел их использовать.
Панорамная презентация муниципальной образовательной системы «Наша новая школа» включала выставку – экспозицию
образовательных учреждений района. В ходе выставки выступила Светлана Козяева, заместитель директора по начальному образованию
МБОУ СОШ №4 г.Гусиноозерска, основной фокус выступления - развитие учительского потенциала. Обучение в школе строится
по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, на сегодня 80% педагогического состава школы стремятся осуществлять
свою деятельность по данной системе. Развитие учительского потенциала осуществляется с помощью созданной на базе данной школы
«Ассоциации школ начальной ступени образования Селенгинского района». Людмила Цыдыпова, директор Гусиноозерской
гимназии, выступила с докладом «Электронная среда – залог качественного современного образования». Докладчик
поделилась опытом создания электронной образовательной среды, представив направления деятельности в электронной среде:
- создание сайтов, блогов и других «продуктов» интеллектуального творчества гимназистов и учителей;
- виртуальное общение через массовые виртуальные события (видеоконференции, участие в программе «Гимназический
союз России»);
- работа с дистанционными образовательными ресурсами Интернет (Школьный университет, Научная библиотека БГУ, Байкальский
сундучок, Единая коллекция ЦОР);
- участие в общероссийском проекте «Школа цифрового века»;
- электронное управление гимназией (введение электронного документооборота, электронного портфолио учителей и учащихся);
- стажировочная площадка для педагогов и управленцев по деятельности в цифровой образовательной среде.
Ресурсы Интернет используются учителями для повышения квалификации (сетевые методические объединения и виртуальные педагогические
советы, дистанционное обучение, участие в сетевых проектах и другое). Обязательным условием при аттестации учителя на квалификационную
категорию стало использование ИКТ в его деятельности.
Евгения Антохонова, заместитель директора по НМР МБОУ СОШ №4 г.Гусиноозерска представила доклад «Старшая профильная
школа – центр муниципального образовательного пространства». Цель проекта – реализация личностно-ориентированного,
индивидуализированного образования, учитывающего возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории
через индивидуальные образовательные программы.
В рамках моделирования сетевого события в интерактивном режиме была представлена новая дидактическая модель обучения –
веб-квест (проблемное задание с использованием информационных ресурсов Интернета) в формате мастер-класса. Дети с разных школ
продемонстрировали пример своей деятельности в сетевом пространстве.
Пленарное заседание «Муниципальная система образования Селенгинского района» было открыто выступлением Татьяны
Половинко, главы Селенгинского района, где она рассказала о направлениях деятельности района по отраслям. Заян Бадмаев, начальник
отдела образования Селенгинского района, раскрыл основные направления муниципального образования. В сфере дошкольного образования
действует «дорожная карта» ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения, которая показала свою
эффективность. Приоритетным является направление повышения качества дошкольного образования, с обеспечением соответствующего
финансирования. Так в районе запущена муниципальная целевая программа на развитие дошкольного образования, согласно которой
был обеспечен рост заработной платы педагогов дошкольных образовательных учреждений. Также в целях снижения неэффективных
расходов, некоторые услуги переданы на аутсорсинг, высвобожденные средства направлены на повышение стимулирующей части фонда
оплаты труда учителей. В районе создана школа молодого учителя, оказывается методическая поддержка молодым специалистам, при
приеме на работу им выплачивается единовременное пособие. Показатель притока молодых специалистов составляет 30%.
Татьяна Будаева, член управляющего совета Гусиноозерской гимназии, с позиции представителя родительской общественности
рассказала о проекте, цель которого - расширение образовательной среды, обеспечение доступной и качественной профильной образовательной
среды для старшеклассников. В рамках презентуемого проекта любой участник образовательного процесса в силах создать свою образовательную
программу и реализовывать ее в этом электронном пространстве.
Оюна Цыренова, Валентина Юрченко, аналитическая группа Республики Бурятия
|