5 июля 2013 года в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века»
состоялась образовательная экспедиция «Образование для всех, образование для каждого» в г.Улан-Удэ.
Мероприятия образовательной экспедиции в г.Улан-Удэ проходят на трех площадках: МАОУ СОШ №35, МАОУ СОШ №32,
МБОУ Гимназия №14. На каждой из площадок обсуждается тот или иной аспект муниципального проекта, выдвинутого городом
на II межрегиональный конкурс эффективных управленческих моделей. Проект «Город открытий», направленный на разрешение
следующих ключевых противоречий:
- сеть образовательных учреждений уже не соответствует ни особенностям расселения, ни требованиям, предъявляемым социумом
к качеству и количеству образовательных услуг;
- при сохранении высокой очередности в дошкольные образовательные учреждения, наличии повышенного спроса со стороны
семей и дефицита мест, конкуренция как механизм повышения качества услуги на дошкольном уровне не работает;
- выработка и реализация инновационных механизмов развития системы образования возможна только при активной вовлеченности
в процесс всех участников образовательных отношений. Вместе с тем, гражданские институты зачастую вынуждены оценивать и стимулировать
качество, не отражающее их реальные интересы и ожидания.
Повышение эффективности образования и его качества – проблема, которая может быть решена в рамках образовательного
округа. Территориальный образовательный округ – это добровольное объединение общеобразовательных учебных заведений разных
типов и форм собственности с дошкольными, внешкольными заведениями, заведениями профессионально-технического образования и
специального высшего образования, учреждениями охраны и развития здоровья для обеспечения качественных образовательных и культурно-образовательных
потребностей граждан, проживающих в пределах образовательных округов регионального типа. Среди положительных эффектов
– единое образовательное пространство в пределах округа; взаимодействие субъектов образовательных округов в сети образовательного
пространства и среды и, следовательно, создание инновационной, открытой педагогической системы, которой является образовательный
округ, для осуществления предпрофильного, профильного образования, профессионально-ориентационной работы, компетентностного
подхода к учебно-воспитательной работе. Ключевым механизмом реализации проекта станет индивидуальный учебный план (индивидуальная
образовательная карта), в рамках которого каждый ученик (воспитанник) сможет самостоятельно выбирать образовательные услуги
в соответствии со своими потребностями.
Тема обсуждения на площадке МБОУ Гимназия №14 касается вопросов, связанных с достижением сквозных результатов образования.
Взаимодействие в рамках округа представлено в рамках модели «Образовательное учреждение «без стен». Механизм
реализации данной модели – электронная образовательная среда. Сетевое образовательное событие в электронной среде рассматривается
как одно из обязательных условий достижения сквозных результатов. В демонстрации такого события на базе гимназии участвуют
воспитанники детского сада МАДОУ Детский сад №111«Дашенька» г.Улан-Удэ и учащиеся Гусиноозерской гимназии
Селенгинского района Республики Бурятия. «Образовательное событие представляет собой пространство деятельностных проб,
- отмечает Наталья Митряева, директор МБОУ Гимназия №14, - когда участники вовлекаются в активную самостоятельную деятельность,
ориентированную на получение «продукта». В рамках образовательной программы школы могут быть реализованы событийные
образовательные программы, либо особые «событийные» модули, в которые школа включает взрослых, профессионалов
в определенной сфере деятельности, родителей. Возможно проведение образовательных событий на базе сети школ, силами определенного
образовательного сообщества».
На площадке МАОУ СОШ №35 ключевой темой обсуждения стало создание образовательного округа как пространства для реализации
школы ступеней. Главный акцент - на развитии детской одаренности, разработке индивидуальной образовательной траектории. По
мнению участников экспедиции особого внимания заслуживает проблема формализации подхода к отражению в муниципальном задании
показателей качества предоставления услуг (выполнения работ). Большинство муниципалитетов использует лишь словесное описание
характеристик качества услуги, ссылаясь на СНиПы и СанПиНы. Кроме того, в настоящее время отсутствует механизм взаимосвязи
муниципального задания с другими инструментами бюджетирования, ориентированного на результат. Муниципальное задание должно
содержать требования соответствия качества муниципальных услуг, оказываемых в рамках задания, разработанным стандартам качества.
Безусловно, в процессе формирования показателей качества должны участвовать общественные институты. Важное место в системе
участия общественности в оценке качества образования занимает практика изучения (исследования) общественного заказа на образование
и общественного мнения о результатах деятельности образовательных учреждений. «Появление новых процедур оценки качества
естественным образом обусловило формирование института общественных экспертов, - комментирует Людмила Пахомова, директор МАОУ
СОШ №35 - в контексте взаимодействия школы и родительского, местного сообщества востребованы, с одной стороны, программы
информирования, просвещения и обучения родителей (семей) через привлечение их к взаимосодействию в образовании. В связи с
этим мы планируем введение обучения родителей по программе подготовки тьюторов».
Рекомендации участников дискуссии «Программа обучения. Индивидуальный образовательный маршрут»:
- Создать необходимые условия для комплексной интеграции довузовского, высшего и послевузовского профессионального образования,
науки и производства с целью организации эффективного функционирования полного инновационного цикла профилизации учащихся;
- Продолжить работу по индивидуализации образования, формированию индивидуального учебного плана, по разработке механизмов
учета специфики обучения детей с использованием дистанционных и иных форм обучения;
- Разработать методику финансирования для получения общего образования в сети в контексте индивидуализации и профилизации
образования;
- Разработать и утвердить нормативы финансирования индивидуальной образовательной программы для детей с особыми нуждами
(дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети) как необходимое условие развития и внедрения адекватных образовательных
технологий работы с этими детьми и повышения качества образования;
- Учитывать дополнительные виды деятельности педагога, работающего в рамках профильного образования; разработать механизмы
формирования его заработной платы с учетом ведения индивидуальной работы в условиях сетевого взаимодействия (доплаты, надбавки
компенсационного характера, размеры и виды (основания установления).
На площадке МАОУ СОШ №32 участники образовательной экспедиции обсудили сетевое взаимодействие государственных и частных
детских садов, взаимодействие школы и колледжа в пространстве социальных проб. Непрерывное образование существенно расширяет
возможности для социо-профессиональной мобильности, для повышения эффективности трудовой деятельности. Индивидуальная образовательная
траектория не должна сталкиваться с искусственными преградами – это позволяет наиболее полно развивать и использовать
потенциал личности, считает Сергей Разуваев, заместитель директора Байкальского колледжа туризма и сервиса.
Механизм реализации этой цели – сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального
образования, предприятий и вузов. Важнейшей частью проекта является разработка учебно-методической документации: типовые договоры
о сотрудничестве между учреждениями СПО и школами; типовые школьные положения о профильных классах; совместные учебные планы,
где вариативная часть школьного базисного учебного плана используется для реализации программ СПО; совместные учебные программы
профильных и вариативных дисциплин; совместные положения о промежуточной аттестации, единые контрольные работы по профильным
и вариативным дисциплинам; электронные лекции, пособия, электронные учебники и рабочие тетради по профильным и вариативным
дисциплинам; программы практик, проводимых рассредоточено в течение всего учебного года, а также концентрированно в
период школьных каникул. Частью проекта является инициирование разработки и принятия необходимых законодательных актов на
уровне региона и муниципалитетов, а также повышения качества материально технического обеспечения в области информатизации
образовательного процесса (дистанционное обучение).
Наталья Цырендашиева, Туя Базаржапова, Оюна Убодоева, аналитическая группа Республики
Бурятия
|