Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Программа образовательной экспедиции 

Образовательная экспедиция в г.Улан-Удэ




5 июля 2013 года в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века» состоялась образовательная экспедиция «Образование для всех, образование для каждого» в г.Улан-Удэ.

Мероприятия образовательной экспедиции в г.Улан-Удэ проходят на трех площадках: МАОУ СОШ №35, МАОУ СОШ №32, МБОУ Гимназия №14. На каждой из площадок обсуждается тот или иной аспект муниципального проекта, выдвинутого городом на II межрегиональный конкурс эффективных управленческих моделей. Проект «Город открытий», направленный на разрешение следующих ключевых противоречий:

  • сеть образовательных учреждений уже не соответствует ни особенностям расселения, ни требованиям, предъявляемым социумом к качеству и количеству образовательных услуг;
  • при сохранении высокой очередности в дошкольные  образовательные учреждения, наличии повышенного спроса со стороны семей и дефицита мест, конкуренция как механизм повышения качества услуги на дошкольном уровне не работает;
  • выработка и реализация инновационных механизмов развития системы образования возможна только при активной вовлеченности в процесс всех участников образовательных отношений. Вместе с тем, гражданские институты зачастую вынуждены оценивать и стимулировать качество, не отражающее их реальные интересы и ожидания.

Повышение эффективности образования и его качества – проблема, которая может быть решена в рамках образовательного округа. Территориальный образовательный округ – это добровольное объединение общеобразовательных учебных заведений разных типов и форм собственности с дошкольными, внешкольными заведениями, заведениями профессионально-технического образования и специального высшего образования, учреждениями охраны и развития здоровья для обеспечения качественных образовательных и культурно-образовательных потребностей граждан, проживающих в пределах образовательных округов регионального типа.  Среди положительных эффектов – единое образовательное пространство в пределах округа; взаимодействие субъектов образовательных округов в сети образовательного пространства и среды и, следовательно, создание инновационной, открытой педагогической системы, которой является образовательный округ, для осуществления предпрофильного, профильного образования, профессионально-ориентационной работы, компетентностного подхода к учебно-воспитательной работе. Ключевым механизмом реализации проекта станет индивидуальный учебный план (индивидуальная образовательная карта), в рамках которого каждый ученик (воспитанник) сможет самостоятельно выбирать образовательные услуги в соответствии со своими потребностями.

Тема обсуждения на площадке МБОУ Гимназия №14 касается вопросов, связанных с достижением сквозных результатов образования. Взаимодействие в рамках округа представлено в рамках модели «Образовательное учреждение «без стен». Механизм реализации данной модели – электронная образовательная среда. Сетевое образовательное событие в электронной среде рассматривается как одно из обязательных условий достижения сквозных результатов. В демонстрации такого события на базе гимназии участвуют воспитанники детского сада МАДОУ Детский сад №111«Дашенька» г.Улан-Удэ и учащиеся Гусиноозерской гимназии Селенгинского района Республики Бурятия. «Образовательное событие представляет собой пространство деятельностных проб, - отмечает Наталья Митряева, директор МБОУ Гимназия №14, - когда участники вовлекаются в активную самостоятельную деятельность, ориентированную на получение «продукта». В рамках образовательной программы школы могут быть реализованы событийные образовательные программы, либо особые «событийные» модули, в которые школа включает взрослых, профессионалов в определенной сфере деятельности, родителей. Возможно проведение образовательных событий на базе сети школ, силами определенного образовательного сообщества».

На площадке МАОУ СОШ №35 ключевой темой обсуждения стало создание образовательного округа как пространства для реализации школы ступеней. Главный акцент - на развитии детской одаренности, разработке индивидуальной образовательной траектории. По мнению участников экспедиции особого внимания заслуживает проблема формализации подхода к отражению в муниципальном задании показателей качества предоставления услуг (выполнения работ). Большинство муниципалитетов использует лишь словесное описание характеристик качества услуги, ссылаясь на СНиПы и СанПиНы. Кроме того, в настоящее время отсутствует механизм взаимосвязи муниципального задания с другими инструментами бюджетирования, ориентированного на результат. Муниципальное задание должно содержать требования соответствия качества муниципальных услуг, оказываемых в рамках задания, разработанным стандартам качества. Безусловно, в процессе формирования показателей качества должны участвовать общественные институты. Важное место в системе участия общественности в оценке качества образования занимает практика изучения (исследования) общественного заказа на образование и общественного мнения о результатах деятельности образовательных учреждений. «Появление новых процедур оценки качества естественным образом обусловило формирование института общественных экспертов, - комментирует Людмила Пахомова, директор МАОУ СОШ №35 - в контексте взаимодействия школы и родительского, местного сообщества востребованы, с одной стороны, программы информирования, просвещения и обучения родителей (семей) через привлечение их к взаимосодействию в образовании. В связи с этим мы планируем введение обучения родителей по программе подготовки тьюторов».

Рекомендации участников дискуссии «Программа обучения. Индивидуальный образовательный маршрут»:

  1. Создать необходимые условия для комплексной интеграции довузовского, высшего и послевузовского профессионального образования, науки и производства с целью организации эффективного функционирования полного инновационного цикла профилизации учащихся;
  2. Продолжить работу по индивидуализации образования, формированию индивидуального учебного плана, по разработке механизмов учета специфики обучения детей с использованием дистанционных и иных форм обучения;
  3. Разработать методику финансирования для получения общего образования в сети в контексте индивидуализации и профилизации образования;
  4. Разработать и утвердить нормативы финансирования индивидуальной образовательной программы для детей с особыми нуждами (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети) как необходимое условие развития и внедрения адекватных образовательных технологий работы с этими детьми и повышения качества образования;
  5. Учитывать дополнительные виды деятельности педагога, работающего в рамках профильного образования; разработать механизмы формирования его заработной платы с учетом ведения индивидуальной работы в условиях сетевого взаимодействия (доплаты, надбавки компенсационного характера, размеры и виды (основания установления).

На площадке МАОУ СОШ №32 участники образовательной экспедиции обсудили сетевое взаимодействие государственных и частных детских садов, взаимодействие школы и колледжа в пространстве социальных проб. Непрерывное образование существенно расширяет возможности для социо-профессиональной мобильности, для повышения эффективности трудовой деятельности. Индивидуальная образовательная траектория не должна сталкиваться с искусственными преградами – это позволяет наиболее полно развивать и использовать потенциал личности, считает Сергей Разуваев, заместитель директора Байкальского колледжа туризма и сервиса.

Механизм реализации этой цели – сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального образования, предприятий и вузов. Важнейшей частью проекта является разработка учебно-методической документации: типовые договоры о сотрудничестве между учреждениями СПО и школами; типовые школьные положения о профильных классах; совместные учебные планы, где вариативная часть школьного базисного учебного плана используется для реализации программ СПО; совместные учебные программы профильных и вариативных дисциплин;  совместные положения о промежуточной аттестации, единые контрольные работы по профильным и вариативным дисциплинам; электронные лекции, пособия, электронные учебники и рабочие тетради по профильным и вариативным дисциплинам; программы практик, проводимых  рассредоточено в течение всего учебного года, а также концентрированно в период школьных каникул. Частью проекта является инициирование разработки и принятия необходимых законодательных актов на уровне региона и муниципалитетов, а также повышения качества материально технического обеспечения в области информатизации образовательного процесса (дистанционное обучение).

Наталья Цырендашиева, Туя Базаржапова, Оюна Убодоева, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100