Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Презентация к докладу Александра Адамского 
Презентация к докладу Вячеслава Наговицына 
Доклад Вячеслава Наговицына 

Пленарное заседание 




4 июля 2013 года в Улан-Удэ в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века» состоялось пленарное заседание V Байкальского образовательного форума.

С основным докладом пленарного заседания V Байкальского образовательного форума выступил Вячеслав Наговицын, Глава Республики Бурятия, Председатель Правительства Республики Бурятия. За время проведения Форума система образования претерпела серьезные изменения, при этом следует заметить, что обсуждаемые и принимаемые на Форуме решения находят свое применение в реальной жизни на федеральном уровне. Так, на предыдущих Форумах обсуждались такие инновации, как: нормативно-подушевое финансирование, новая система оплаты труда, единый государственный экзамен, альтернативные формы дошкольного образования. Все перечисленные механизмы на сегодня активно действуют.

Современный мир рассматривается как огромное информационное поле и в условиях увеличения численности населения появляется потребность в увеличении ресурсов, возникает вопрос – кто их выработает? Поднимается ценность быстродействия операций, эффективности деятельности, в связи с этим общество ожидает от образования подготовки высококвалифицированных специалистов. На сегодня 38% выпускников вузов не работают по полученной специальности, около 70% имеют хронические заболевания и другие проблемы со здоровьем. Отсутствуют связи образования с работодателем. Одновременно экономика ждет притока «команды лидеров», для чего необходимо определять профессиональные предпочтения ребенка в раннем возрасте и помочь их развить к окончанию школы, также образование не должно закончиться вузом, а переходить на следующие уровни.

Относительно вопроса эффективного контракта Вячеслав Наговицын отметил, что эффективности можно добиться путем правильного определения целей, и государство первый шаг уже в этом сделало – вносятся изменения в инфраструктуру, которые, в свою очередь, влияют на изменения в среде школы. Важно продолжать работу регионов по модернизации системы образования. Реализация проекта «Умная школа» в Республике Бурятия сегодня подводит первые итоги – обмен опытом и определение лучших практик. От применения эффективного контракта ожидается и обновление кадрового состава педагогов.

 Большой срок реализации образовательной программы профессионального образования в отрыве от производства не приводит к подготовке конкретного работника к выполнению конкретной задачи. Модели подготовки работников, ориентированных на производство, реализуют сами работодатели, наряду с учреждениями профессионального образования, которым необходимо постоянно развиваться, чтобы не оказаться вытесненными из конкурентной среды. В подготовку рабочих кадров необходимо вовлекать работодателя с целью формирования умения планировать карьерный рост. Данная методика представляет собой философию сокращения затрат через ежегодную переподготовку кадров, продвижение по карьерной лестнице собственного состава работников.

В сфере дошкольного образования можно выделить несколько позиций:

  • одновременно с решением проблемы очередей в дошкольные образовательные учреждения должна решаться задача качества образования;
  • учет текущих и капитальных расходов;
  • подготовка и мотивация кадров;
  • поиск и реализация эффективных способов строительства новых дошкольных образовательных учреждений;
  • развитие альтернативных способов дошкольного образования;
  • поддержка инициатив по созданию конкурентной среды - денежные средства должны продвигаться «за ребенком»;
  • требования государственного заказа к качеству образования, что фактически отражает уход от финансирования учреждений к финансированию результатов.

Матвей Гершевич, Председатель Народного Хурала Республики Бурятия, приветствуя участников Форума отметил, что юбилейный пятый Байкальский образовательный форум интересен и с научной, и с практической стороны для всей России. Он посвящен тонкой теме – учитель и культура. Этот вопрос в нашем обществе имеет серьезное, актуальное значение, ведь влияние школы на подрастающее поколение сегодня значительно ослабло. Интернет, электронные СМИ активно теснят школу, а школе нужно успевать за новыми конкурентами, а лучше – опережать их, руководить ими. Сегодня вся образовательная система должна быть направлена на формирование сильного, одаренного, креативного учителя, который доведет модернизацию системы образования до успешного завершения.

Людмила Бокова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, в своем выступлении одной из отличительных черт Байкальского образовательного форума назвала участие в нем настоящих профессионалов, что подтверждается практической реализацией решений Форума. Образование всегда было системообразующим институтом государства и общества. В формировании настоящей культуры образования заинтересованы все гражданские институты общества. Все изменения в системе образования закреплены в новом «Законе об образовании», какими будут региональные законы «Об образовании» зависит от каждого из нас.

Как же эти изменения воспринимаются простым, рядовым учителем? Воспринимается через призму своего опыта, профессионального мастерства. Учитель – ключевая фигура в жизни каждого человека. Самое ценное – зародить желание вернуться в школу у наших учеников. Сегодня формируется понятие «системы учителя», в которое включаются новые условия, новые потребности, новое содержание. Именно постоянный поиск, умение включать новые знания в образовательный  процесс – признак профессионализма.

Для системы образования Бурятии характерными являются понимание  соотношения национального и универсального, высокий уровень доверия в профессиональной деятельности учителя – подытожила Людмила Бокова.

Вадим Чеха, заместитель руководителя Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки заметил, что формат Форума можно обозначить аббревиатурой – СПББ:

С – это Свобода. Уникальность Форума состоит в том, что здесь можно обсуждать любые идеи, выдвигать новые предложения без ограничений, что позволяет ставить серьезные вопросы и поднимать важные проблемы.

П – это Прорыв. Здесь рождаются прорывные идеи. Сибирь издавна была местом, где собирались люди, неподходящие по тем или иным причинам под действующий формат. И сейчас мы можем обсудить все неформатные вещи.

Б – это Баланс. Баланс между запросами и ресурсами, между традициями и инновациями, между участием в образовании государственных органов и участием гражданского общества.

Б – это Байкал - неиссякаемая энергия.

Действия любого надзорного органа заключаются в первую очередь в том, чтобы создавать комфортную среду для учителя, а, значит, и для обучающихся. В связи с принятием нового Закона «Об образовании» необходимо разработать и новые формы контрольно-надзорных требований. Обсуждение и решение этой проблемы должно усилить взаимодействие контрольно-надзорных органов и гражданского общества, а также повысить требования к качеству образования.

Исторически в Сибирь люди всегда ехали за золотом. Золотом на Форуме являются идеи, выдвинутые и озвученные здесь, и люди, с которыми общаешься здесь.

 Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», Президент «Межрегиональной ассоциации администраторов образования», в своем докладе подчеркнул важность проблемы вызова культуры, вечной с момента появления фигуры учителя. Справиться с вызовами времени – проблема каждого поколения, но универсального решения найти невозможно. Невозможно обсуждать качество образования в отрыве от содержания образования и в отрыве от финансово-экономических механизмов. Сегодня мы признаем, что школа начинает терять свой статус образовательного института.

Ключевой тренд развития образования – индивидуализация, IT- технологии дают возможность индивидуализировать образование, создать условия успеха ребенка. Можно обсуждать линию соотношения культуры и учителя. Учитель может «догонять» изменения, быть синхронным с ними или опережать, но игнорировать эту данность нельзя, поскольку тогда ребенку станет скучно в школе, учитель может не выдержать конкуренции между школой и IT-технологиями.

Сдвиг от «учителя-всезнайки» к тьюторству очевиден, но остается незакрытым вопрос: как подготовить такого учителя? Александр Адамский отметил, что ведомственные механизмы образования не срабатывают в области решения данных вопросов, не срабатывает и закрытая система поиска решений и необходимо переносить поиск решения на профессиональные общественные организации и профессиональные площадки обсуждения.

На волне административного управления невозможно найти пути решения проблем образования, надо выйти за границы нормы. Наряду с ведомственными механизмами, должны быть конкурсные механизмы, которые в режиме открытой соревновательности, конкуренции идей, будут формировать рейтинг, но не административный, а с точки зрения общества и гражданских институтов.

Аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100