Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Презентация к докладу Александра Адамского 
Презентация к докладу Ольги Шиян 
Презентация к докладу Игоря Шиян 
Презентация к докладу Анжелы Невежиной 

Панельная дискуссия «Стандарт для дошкольников»




4 июля 2013 года в Улан-Удэ в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века» состоялась панельная дискуссия «Стандарт для дошкольников». Модератор: Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Александр Адамский подчеркнул, что все действия, совершаемые с ребенком в учреждении дошкольного образования, являются образовательными, но детский сад не должен превратиться в подобие школы, задача - не обучать чтению и письму, а поместить ребенка в среду, где появятся новообразования в его личностном развитии. Ключевой фигурой в реализации требований ФГОС дошкольного образования, по мнению эксперта, является педагог, который должен владеть определенным набором компетенций и который сумеет создать социальную ситуацию развития ребенка. Отсюда возникает необходимость в создании новых, соответствующих современным требованиям, программ повышения квалификации для руководителей и педагогов системы дошкольного образования. Основные направления деятельности дошкольного учреждения, получивших статус пилотных площадок по опережающему введению ФГОС: методика формирования муниципального задания, повышение квалификации педагогов и информатизация дошкольных образовательных организаций.

Ольга Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика», в своем выступлении «ФГОС дошкольного образования: от ложных альтернатив к реальным» отметила, что спецификой стандарта является смещение центра тяжести с требований к результатам на требования к условиям. По экспертному мнению, оценка качества должна складываться из оценки предметно-пространственной среды, психолого-педагогических условий, обратной связи от родителей и детей. Основываясь на научных исследованиях, Ольга Шиян сделала вывод о том, что качество дошкольного образования очень сильно влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Следовательно, у каждого ребенка должен быть «мощный старт», который может сформироваться в процессе правильной организации специфических детских видов деятельности, в первую очередь, в игре. Недопустимость проведения промежуточной и итоговой аттестации дошкольников не говорит о том, что педагоги освобождены от необходимости вести мониторинг развития ребенка в динамике – подытожила эксперт.

Алексей Семенов, ректор ГАОУ ВПО г.Москвы «Московский институт открытого образования» в своем выступлении показал, как формируются  общие стратегии деятельности в дошкольном детстве на примере обучения математике. В своем выступлении он продемонстрировал примеры организации предметно-развивающей среды для детей раннего и дошкольного возраста.

Игорь Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» говорил о стандарте дошкольного образования как об определенном вызове для педагога: его профессионализму; предоставлении свободы при формировании образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений; способам взаимодействия педагога с воспитанниками. В связи с этим вновь прозвучала мысль о необходимости предоставления рынка образовательных программ повышения квалификации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессионализму педагога. Эксперт также подчеркнул значимость ведения психолого-педагогической диагностики развития детей, но исключительно для решения образовательных задач.

Анжела Невежина, заведующий МАДОУ №111 «Дашенька» г.Улан-Удэ в выступлении о «нестандартности» стандарта высказала опасение: «Не станет ли федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования очередным документом о намерениях». По ее мнению, стандарт должен быть финансовой гарантией реализации основной образовательной программы дошкольной организации. На сегодняшний день формат муниципального задания не отражает современных требований к деятельности дошкольного образовательного учреждения, соответственно, в связи с принятием ФГОС оно должно качественно иначе обеспечивать дошкольное образование, поэтому повышение качества образования должно быть неразрывно связано с повышением статуса педагога – дошкольника, которое не произойдет без повышения его заработной платы. Нормативно зарплата педагога дошкольного учреждения должна быть на уровне средней заработной платы учителя в регионе.

Галина Малахова, Лариса Гармажапова, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100