Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> V Всероссийский Байкальский образовательный форум> Открытое совещание руководителей региональных служб по контролю и надзору в сфере образования

Программа открытого совещания 
Презентация к докладу Вадима Чехи 
Презентация к докладу Николая Мошкина 
Презентация к докладу Джамили Чимитовой 
Презентация к докладу Виктора Самарухи 

Открытое совещание руководителей региональных служб по контролю и надзору в сфере образования




4 июля 2013 года в Улан-Удэ в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века» состоялось открытое совещание руководителей региональных служб по контролю и надзору в сфере образования с участием представителей образовательных учреждений разных уровней. Координаторы: Вадим Чеха, заместитель руководителя Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки и Николай Мошкин, первый заместитель министра образования и науки Республики Бурятия.

Совещание началось с доклада Вадима Чехи, заместителя руководителя Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки на тему «Участие представителей гражданского сообщества  в осуществлении контроля (надзора) в области образования». В докладе были определены основные проблемные точки обсуждения и сформулирована общая цель - выработать общие решения для всех уровней образования в части взаимодействия с представителями гражданского общества в процедурах контроля (надзора) в области образования.

Часть процессов, обеспечивающих участие представителей общественности в процедурах контроля (надзора) были определены как управляемые:

  • участие экспертов в проверках образовательных организаций;
  • обеспечение открытости деятельности контролирующего органа;
  • организация конференций, совещаний и иных публичных мероприятий с участием представителей гражданского общества;
  • построение системы внутреннего контроля качества образования в образовательном учреждении.

Слабоуправляемые или не управляемые процессы:

  • обращения и личный прием граждан;
  • взаимодействие в ходе проведения проверок с гражданами и органами самоуправления образовательных организаций.

При регламентации участия представителей общественности в процедурах контроля (надзора) необходимо определить их статус, предполагающий независимость от органа государственного контроля. Определение статуса дает возможность взаимодействия с государственными органами (в различных вариантах) и формализовать процесс их взаимодействия.

В качестве проблемных точек были выделены:

  • неравноправие экспертов, участвующих в процедурах контроля (надзора) и экспертов, участвующих в процедурах государственной аккредитации с точки зрения оплаты труда;
  • проблема согласования с самим экспертом и его работодателем участия эксперта в проверках;
  • оформление деятельности экспертов и саморегулируемых экспертных организаций;
  • угроза монополизации рынка экспертных услуг;
  • сложность в проверке уровня квалификации эксперта при получении свидетельства об аккредитации.

Здесь же была озвучена проблема моральных качеств экспертов и возможность принятия Кодекса эксперта, позволяющего регулировать данный вопрос наряду с формированием такого элемента управления экспертами, как репутация эксперта.

Виктор Самаруха, председатель Комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной Палаты Иркутской области, федеральный эксперт Рособрнадзора, в докладе «Участие общественных организаций гражданского общества в контроле и надзоре в сфере образования» определил сообщество экспертов как  гражданский институт общества. Государственные стандарты образования на разных ступенях образования должны обеспечить преемственность на  разных уровнях образования. По ряду позиций стандарты могут быть синтезированы. Рассмотрен вопрос привлечения родителей к процедурам аккредитации образовательных учреждений, представлены социологические данные по г.Иркутску по вопросу привлечения родителей к участию в процессе построения жизненных стратегий подростков, ориентации их на дальнейшее продолжение обучения в престижных вузах г.Иркутска.  

Татьяна Искренко, заместитель Председателя Комитета по образованию, начальник Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования г.Санкт–Петербурга, обозначила проблемы привлечения представителей общественности к государственной аккредитации учреждений, предложила проводить проверку по результатам нарушений, обнаруженных при проведении государственной аккредитации и увеличить входной порог при лицензировании образовательной деятельности.

Владимир Шишмарев, руководитель Службы по контролю в области образования Красноярского края, акцентировал внимание на проблеме неразвитости аудита в сфере образования и отсутствии экспертных организаций. Он отметил необходимость выравнивания оплаты труда экспертов с учетом региональной специфики, а также решения ситуации с двойственными функциям органа государственного контроля, который проводит и аккредитацию экспертов и конкурс по их отбору.

Джамиля Чимитова, проректор ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» выделила проблемы привлечения общественных экспертов к мероприятиям по контролю:

  • отсутствие реальных механизмов для привлечения общественных экспертов;
  • отсутствие требований к отбору общественных экспертов;
  • отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей осуществить легитимизацию, сертификацию, закрепление статуса эксперта.

Николай Мошкин, первый заместитель министра образования и науки Республики Бурятия - председатель Комитета по науке и профессиональному образованию Министерства образования и науки Республики Бурятия в докладе «О партнерстве государственного и общественного контроля в сфере образования» обозначил проблему привлечения экспертов, преимущественно из других регионов, как инструмента регулирования качества подготовки в вузах и других образовательных учреждениях.

Эржени Будаева, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100