Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> V Всероссийский Байкальский образовательный форум> Межрегиональный семинар представителей региональных органов управления образованием

Программа межрегионального семинара 
Презентация к докладу Александра Адамского 
Презентация к докладу Романа Селюкова 
Презентация к докладу Алексея Семенова 
Презентация к докладу Алексея Воронцова 

Межрегиональный семинар представителей региональных органов управления образованием по вопросам реализации комплекса мер по модернизации общего образования (МРСО) и «дорожных карт» по исполнению майских указов Президента РФ




4 июля 2013 года в Улан-Удэ в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века» состоялся Межрегиональный семинар представителей региональных органов управления образованием по вопросам реализации комплекса мер по модернизации общего образования (МРСО) и «дорожных карт» по исполнению майских указов Президента РФ. Координатор: Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Открыл мероприятие приветствием участников Форума Владимир Матханов, заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия по социальному развитию. Анна Хамардюк, заместитель директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки Российской Федерации, отметила, что Байкальский образовательный форум – свободная площадка для обсуждения новых форматов образования. Новые форматы реализуются в перечне заданий, соответственно, Форум - это попытка объединить задания, которые заявлены в формате «дорожных карт».

Ключевым вопросом, на решение которого направлены «дорожные карты», в сфере дошкольного образования, по замечанию Александра Адамского, научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» является введение ФГОС дошкольного образования: нужно ли обозначать финансовые показатели (параметры структуры фонда оплаты труда, соотношение количества воспитанников и воспитателей и другое), как оценивать результаты и закладывать ли требования к результатам во ФГОС. С одной стороны, наличие перечисленных показателей в стандарте - это нагрузка для федерального бюджета, с другой - возможность для региона сформировать свой бюджет. Второй аспект в этой связи - риск увеличения родительской платы за услугу присмотра и ухода. Говоря о системе оплаты труда в дошкольном учреждении важно понимать, что этот вопрос неоднозначен, хотя бы потому, что НСОТ для школы здесь не подходит, нет показателей качества. Единицей внутри муниципального задания для учреждения дошкольного образования должна стать услуга и лицензировать также целесообразно именно услугу, что в свою очередь позволит увеличить негосударственный сектор.

Переходя к общему образованию, нужно отметить, что на этом уровне ключевыми также будут вопросы введения эффективных финансовых механизмов, самостоятельность образовательных организаций: каким должно быть муниципальное задание, определение стоимости образовательной услуги, детализация инструментов оценки образовательных результатов, эффективный контракт. Комплексность подхода к результатам образования в сложившихся условиях обеспечит эффективную реализацию «дорожных карт». Ключевой тренд дискуссии – «огосударствление» школы или усиление роли муниципалитета в образовании. Парадоксально, но самостоятельность школ выше там, где большие функции берет на себя регион. Ключевой момент проектирования – создание комплекса примерных программ, начиная от дошкольного и заканчивая дополнительным образованием. Последнее важно, потому что реализовать школьный стандарт без дополнительного образования невозможно.

Следующий вопрос – повышение квалификации учителей, тем более важен в условиях внедрения электронной образовательной среды. Не решен вопрос взаимодействия с провайдерами (стоимость растет, скорость падает), на повестке дня вопрос обеспечения каждого ребенка индивидуальным девайсом.

Выступление Алексея Воронцова, директора НОУ «Открытый институт «Развивающее образование» касалось проблематики формирования региональной системы оценки качества образования. Зачем нужна национальная система оценки качества? С 1991 года Россия участвует в международных исследованиях качества образования. До сих пор это были независимые исследования, однако, как только мониторинговые исследования включаются в «дорожные карты», они становятся тем же, чем стало ЕГЭ. Причина в том, что в обществе нет договоренности о результатах образования. Стандарт задает требовании к результатам образования, но не описывает их. Поэтому проектирование своей модели результатов эксперты Института проблем образовательной политики «Эврика» начали с их описания. Принципы проектирования – сквозной характер универсальных результатов, уровневый характер предметных результатов, операциональный характер метапредметных результатов, качественный характер оценки личностных результатов. Следующим шагом стало описание оценочных процедур и инструментов оценки. Примечательно, что если описываются требования к оценочным процедурам, то сами эти процедуры могут быть многообразны, а не жестко заданы как это есть сейчас. Завершающий этап создания модели - аккредитация образовательной организации. Оценка качества выполнения ООП по ступенями образования должна осуществляться после окончания выполнения ООП и должна включать в себя самообследование, государственно – общественную экспертизу и так далее.

Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» в своем выступлении затронул вопросы финансово – экономических механизмов реализации «дорожных карт». Комплексообразующими выступают два ключевых понятия –  это НПФ и эффективный контракт. Проблематика в данном случае касается развития представления о результатах и качестве образования. Практика показывает, что связи между увеличением ассигнований и улучшением качества образования не происходит, поэтому нужны эффективные управленческие стратегии. В настоящее время натуральное усиление вертикали происходит либо через выделение финансовых ресурсов (дотации, региональные фонды), либо через «продавливание» полномочий. Сейчас в ряде регионов реализуется вариант, связанный с «огосударствлением» школ. Ключевое действо – реализация норм Закона об образовании по связи заработной платы педагогических работников со средней заработной платой по экономике региона. Норматив для общего образования должен обосновываться содержательно, а не по количеству часов – подчеркнул эксперт. Это должно быть прописано и в эффективном контракте. Понятие эффективного контракта пока трактуется достаточно широко. Важно понимать, что эффективный контракт призван увязать показатели результативности труда с показателями качества услуги.

Алексей Семенов, ректор ГАОУ ВПО г.Москвы «Московский институт открытого образования», затронул проблематику преемственности ступеней образования. Поступление в школу не только обогащает ребенка, но и сужает поле деятельности, стимулирующей его развитие (уходят игра, конструирование), - считает Алексей Семенов. Преодолеть этот риск возможно через создание оптимальных условий для развития. Необходима системность формирования условий, исходя из потребностей образовательного процесса. Ключевым пространством будет электронная образовательная среда – подытожил эксперт.

Наталья Цырендашиева, Оюна Убодоева, Туяа Базаржапова, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100