Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> V Всероссийский Байкальский образовательный форум> Секция 5. Проблематика развития государственно-общественного управления образованием

Тезисы секции 
Экспертный лист 
Тезисы к докладу Альберта Эрдыниева 
Презентация к докладу Юлии Дубовицкой 
Презентация к докладу Владислава Тотрова 
Презентация к докладу Ларисы Корниенко 
Презентация к докладу Надежды Хараевой 
Презентация к докладу Валентины Косиновой 
Презентация к докладу Виктории Гэ 
Презентация к докладу Татьяны Бороноевой 

Секция 5. Проблематика развития государственно-общественного управления образованием




4 июля 2013 года в Улан-Удэ в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века» состоится работа секции «Проблематика развития государственно-общественного управления образованием». Координаторы: Алла Антонова, директор Института проблем образовательной политики «Эврика», Владимир Бацын, начальник отдела региональной политики Института проблем образовательной политики «Эврика» и Ирина Дашамолонова, исполнительный директор РОО «Союз попечителей Республики Бурятия».

Работу секции начали Алла Антонова и Владимир Бацын, которые обозначили основные линии обсуждения:

  • участие органов общественного управления в разработке ООП ОУ;
  • механизмы выращивания общественных представлений о качестве образования: механизмы влияния, формирование запросов, общественный контроль;
  • модель делегирования полномочий в сфере образовании, электронная образовательная среда как инструмент участия родителей в оценке качества образования.

Первым выступил Альберт Эрдыниев (председатель РОО «Ассоциация общест­вен­ных управляющих системы образования Республики Бурятия») с докладом «Пробле­ма­тика дальнейшего развития государственно-общественного управления образованием в Республике Бурятия». Констатировав, что в образовательных учреждениях Республики Бурятия накоплен немалый опыт взаимодействия с общественностью, докладчик обратил внимание на неоднозначное отно­ше­ние педагогического сообщества к расширению общественного участия в управлении образованием.

Говоря о перспективах развития государственно-общественного управления обра­зо­ванием, докладчик подчеркнул, что в настоящее время существует потребность в разде­ле­нии ответственности за качество образования с самим потребителем образовательных ус­луг. Для расширение общественного участия в уп­рав­лении образованием всех уровней докладчиком были сформулированы следующие предложения:

  • применение практико-ориентированного подхода, по принципу стажировочных пло­щадок, мастер-классов, лабораторий на базе действующих общественных организа­ций;
  • организация общественно-профессиональной экспертизы учебных программ пре­тендентов на предоставление услуг обучения по тематике ГОУО;
  • рассмотрение возможности изменения подготовки педагогических и управ­лен­че­ских кадров в плане понимания ими обязательного нахождения во взаимодействии с родителями по поводу исполнения образовательных услуг;
  • создание Ресурсного центра по обучению общественных управляющих;
  • активизация деятельности Управляющих советов через участие в работе ТОСов;
  • оказание содействия в информатизации родительской общественности;
  • включение общественников в образовательный процесс (в вариативной части и во внеурочном времени);
  • создание переговорных площадок;
  • разработка сквозных образовательных программ с учетом результатов;
  • систематизация деятельности, отслеживание промежуточных результатов.

Юлия Дубовицкая, начальник Управления образования Администрации ЗАТО Северск Томской области, представила доклад на тему «Об оценке эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений». Управление образования ЗАТО Северск создало и апробировало новую модель оценки эффективности деятельности руководителей ОУ в 2011-2012 гг. По оценке докладчицы данная система является достаточно сложной и многоэтапной.

К основным принципам ее построения относятся:

  • ценность (системность оценки);
  • доверие и справедливость (взаимодействие педагогического сообщества и обще­ст­вен­­ности;
  • содержание (разнообразие и избыточность);
  • интенсивность (динамичность: оценка продукта и процесса).

Юлия Дубовицкая подробно остановилась на некоторых из этих принципах, раскрыв их содержание. Так, под взаимодействием следует понимать расширение субъектов проектирования системы. Под разнообразием и избыточностью – увеличение количества критериев и индикаторов как условие объективности оценки. Под динамичностью – степень адаптивности системы.

Система оценки эффективности деятельности руководителей ОУ состоит из инвариантной (60%) и вариативной (40%) частей.

Составляющими инвариантной части системы оценки являются:

  • качество учебных достижений обучающихся (10 индикаторов);
  • обеспечение в ОУ безопасных условий пребывания педагогических работников и обучающихся (1 индикатор);
  • энергетическая эффективность ОУ (2 индикатора);
  • эффективность финансово-экономической деятельности ОУ (3 индикатора).

Максимальное количество баллов, которое может набрать руководитель ОУ по инвариантной части системы оценки – 60 баллов. Вариативная часть системы оценки состоит из 19 критериев и 40 индикаторов. Особенность распределения индикаторов вариативной части системы связана с циклограммой деятельности ОУ. Максимальное количество баллов, которое может набрать руководитель ОУ по вариативной части системы оценки – 40 баллов.

На основании общего количества баллов, набранных руководителями ОУ ЗАТО Северск, Управление образования принимает административное решение о их премировании (или – не премировании).

Владислав Тотров, первый заместитель министра образования и науки Республики Се­верная Осетия-Алания, выступил с докладом «Государственно-общественное управ­ле­ние образованием. Опыт региона». Докладчик представил республиканскую модель государственно-общественного управления образованием с учетом форм социального партнерства, которая, по его словам, достаточно успешно продвигается в РСО-Алания. Эта модель на региональном уровне представлена Советом по образованию при Главе Республики Северная Осетия-Алания, на муниципальном уровне – муниципальными общественными советами, на школьном уровне – школьными управляющими советами, функционирующими во всех общеобразовательных учреждениях республики.

Кроме того, органы государственно-общественного управления созданы в дошкольных образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в коррекционных школах-интернатах.

Вадислав Тотров также рассказал о применении в РСО-Алания инновационных программ обучения представителей общественности и педагогического сообщества теории и практике государственно-общественного управления образованием. Докладчик начал с констатации основных причин создания и апробации этих программ:

  • недостаточный уровень компетентности представителей органов, осуществляющих государственно-общественное управление образованием;
  • неподготовленность представителей педагогической общественности к работе в специфических условиях школы;
  • процессы формирования новых механизмов управления образовательными учреждениями;
  • формирование новых оценок качества результатов образования.

Лариса Корниенко, заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №5 «Полянка» г. Южно-Сахалинска, представила доклад «Организация деятельности Управляющих советов в дошкольных образовательных учреждениях». В рамках доклада был представлен опыт создания Управляющего совета в конкретном детском саду.

Лариса Корниенко отметила, что педагогам пришлось серьезно перестраивать свое сознание, чтобы добиться конструктивного и, главное, продуктивного диалога с родительской общественностью.

Надежда Хараева, член Управляющего совета МАОУ «СОШ №32» г. Улан-Удэ, представила доклад «Информационная образовательная среда как инструмент участия родителей в оценке качества образования». Она обратила внимание слушателей на то, что Интернет стал частью жизни наших детей, которые в нем общаются, играют и, самое главное, учатся. Школа перестала быть монополистом в области образования и воспитания подрастающих поколений.

Подытоживая работу секции, Владимир Бацын подчеркнул, что нам – общественности и педагогическому сообществу – надо, прежде всего, осознать себя в качестве субъектов собственной деятельности: «здесь нужна рефлексия оснований деятельности».

Дандар Доржиев, Марина Горохова, аналитическая группа Республики Бурятия

 

Владислав Тотров, первый заместитель министра образования Республики Северная Осетия-Алания

А. С. Эрдыниев, исполнительный директор РОО «Ассоциация общественных управляющих системы образования

Юлия Дубовицкая, начальник Управления образования Администрации ЗАТО Северск  Томской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100