Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> V Всероссийский Байкальский образовательный форум> Секция 4. Модернизация профессионального образования

Тезисы секции 
Экспертный лист 
Презентация к докладу Романа Селюкова 
Презентация к докладу Ольги Шиян 

Секция 4. Модернизация профессионального образования




4 июля 2013 года в Улан-Удэ в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века» состоялась работа секции «Модернизация профессионального образования». Координаторы: Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» и Николай Мошкин, первый заместитель министра образования и науки Республики Бурятия.

Дискуссию в секции начала Татьяна Рябко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации. Она акцентировала внимание на вопросе подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, имеющих ключевое значение для экономики страны. Были также обсуждены проблемы консолидации профессионального образования и бизнеса, привлечения работодателей к подготовке кадров, создания многофункциональных учебных центров по подготовке квалифицированных кадров.

Следующий участник дискуссии Леонид Белых, управляющий директор Улан-Удэнского авиационного завода представил модель корпоративного учебного центра, которая предполагает консолидацию школы, авиационного техникума и вуза. Он отметил, что требования к квалификации рабочих профессий авиационного завода высокие. И создание многофункциональных профессиональных учебных центров при производстве позволит мобильно и гибко подойти к профессиональной подготовке квалифицированных кадров. 

В обсуждении принял участие Владимир Доможир, заместитель министра образования и науки Калужской области, который рассказал о действующей модели взаимодействия между крупными машиностроительными концернами Калужской области и образовательным учреждением системы профессионального образования. В целях взаимодействия был создан ресурсный центр, в котором за счет финансирования со стороны работодателей проведено оснащение унифицированных лабораторий, студенты обеспечиваются питанием и спецодеждой, происходит выплата стипендии обучающимся. Центр создан на основе зарубежных моделей Германии и Европы. Образовательные  программы реализуются в течение 4-6 месяцев. Центр готовит специалистов всех сфер в области машиностроения. К основным проблемам в создании центра Владимир Доможир отнес: отсутствие нормативно закрепленного понятия «ресурсный центр»; отсутствие четкой схемы формирования государственного задания на переподготовку, повышение квалификации.

Далее в рамках работы секции выступил Анатолий Белоусов, директор ГБОУ СПО «Бурятский республиканский индустриальный техникум». Он рассказал о деятельности ресурсного центра, созданного на базе техникума, и о реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций по 20 рабочим профессиям в трех направлениях:

  • профессиональная подготовка безработных граждан по направлению ЦЗН;
  • обучение на коммерческой основе  физических лиц;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала предприятий и организаций.

По мнению Анатолия Белоусова краткосрочная подготовка не сможет заменить профессиональное образование. Во-первых, для обучения рабочих и специалистов среднего звена особо сложным профессиям требуется значительный объем теоретических знаний; во-вторых, нельзя исключать социальную функцию профессионального образования (выпускник 9-го класса после курсовой подготовки, не имея достаточной квалификации и являясь несовершеннолетним, не имеет возможности трудоустроиться); в –третьих, профессиональное образование формирует не только общие и специфические профессиональные компетенции, но и целый ряд личностных качеств.

Далее в рамках секции развернулась работа дискуссионной площадки «Перспективы и механизмы модернизации педагогического образования». По этой теме выступила Ольга Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика». Она начала выступление с анализа состояния мирового педагогического образования и выделила круг социальных проблем, связанных с низким статусом педагогических профессий, спецификой «менталитета педагога» и другие. Среди проблем педагогического образования в России эксперт назвала: несоответствие стандартов общего и профессионального образования; воспроизведение старых образцов прохождения педагогических практик.

Основными направлениями развития отечественного педагогического образования, эксперт видит, стажировки в лучших школах, введение квалификационных испытаний и лицензии на право преподавания, диверсификация карьеры педагога в современных профессиональных стандартах педагогов, внедрение социальных программ поддержки профессий, индивидуальные траектории обучения в вузе. Она поделилась опытом апробации новой модели педагогических практик и квалификационных испытаний.

Валерий Ковалевский из Красноярского государственного педагогического университета предложил к обсуждению модель педагогической интернатуры, призванную создать систему профессионализации студентов и их успешного трудоустройства в школе. В результате внедрения педагогической интернатуры в Красноярском государственном педагогическом университете:

  • изменены учебный план и графики учебного процесса в вузе;
  • отработан механизм постановки практикоориентированных заданий студентам;
  • проведен отбор руководителей интернатуры;
  • составлен реестр баз педагогической интернатуры,
  • отработан способ организационной деятельности проведения педагогической интернатуры.

Алла Балданова, Туя Базаржапова, аналитическая группа Республики Бурятия

Владимир Доможир, заместитель министра образования и науки Калужской области

Татьяна Рябко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрнауки РФ

Леонид Белых, управляющий директор ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»

 

Ольга Шиян, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100