4 июля 2013 года в Улан-Удэ в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы
XXI века» состоялась работа секции «Модернизация дополнительного образования детей и дополнительного профессионального
образования». Координаторы: Анастасия Белолуцкая, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»
и Доржи Фролов, начальник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Бурятия.
Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края, выступила с докладом «Организационно-технологические механизмы
модернизации дополнительного образования детей в Пермском крае», где представила региональную модель дополнительного
образования Пермского края, которая предполагает интеграцию дополнительного и основного образования. Отмечено, что в Пермском
крае 45% учреждений дополнительного образования находятся в сфере общего образования. Задачи учреждений дополнительного образования:
поиск, развитие и поддержка одаренных детей; охват детей группы риска, который составляет 70% и планируется увеличить данный
показатель до 90%. Работа модели представлена на примерах различных школ, в частности, пермского центра «Муравейник»,
где дети ведут исследовательскую работу на высоком уровне, имея в доступе хорошее оборудование, как результат – достижения
на олимпиадах. Повысился уровень работы заочных школ, где за каждым учеником прикреплен куратор. К примеру, школа старшеклассников
работает по нелинейному расписанию, обеспечивает много профессиональных проб, обеспечено проведение почти 100 спецкурсов.
На работу с одаренными детьми планируется направить проект «Мобильный учитель». На вопрос о стоимости обучения
ребенка в учреждении дополнительного образования детей, Раиса Кассина отметила, что стоимость обучения ребенка составляет
10 тысяч рублей в год, это соответствует посещению ребенком 1-2 кружков, в зависимости от стоимости услуги.
Галина Фомицкая, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики, выступила с докладом «Моделирование
опережающего управления инновационным развитием региональной системы дополнительного профессионального образования».
В своем докладе Галина Фомицкая раскрыла реалии дополнительного профессионального образования на презентации модели института
повышения квалификации, суть которой состоит в принятии аутсорсинговых услуг, направленных на инновации, мониторинг и исследовательскую
деятельность. Изменение формата деятельности института повышения квалификации влечет за собой изменение и государственного
задания, куда предлагается включить затраты на научно-исследовательскую деятельность, мониторинговые услуги. При таком подходе
подразумевается двойное подчинение: руководителю структурного подразделения и руководителю временной группы, созданной для
решения конкретной задачи. Реализация представленной модели позволит достичь следующих эффектов:
- повышение мобильности сотрудников;
- экспансия на государственный уровень за счет принятия от регионального органа управления образованием аутсорсинговых функций;
- разработка новых направлений научных исследований в области образования, выливающихся в новую тематику курсов повышения
квалификации;
- научная основа управленческих решений;
- новый формат государственного задания.
Татьяна Бодрова, директор ГБОУ ДОД «Самарский Дворец детского и юношеского творчества», выступила с докладом
«Практический опыт государственного управления системой дополнительного образования детей Самарской области».
Было отмечено, что в Самарской области с 2001 года работала система образовательных округов, при которой финансирование осуществляется
из областного бюджета, но введение 83-ФЗ, повлекло необходимость проведения реструктуризации. Положительные эффекты реструктуризации:
- кооперация и рациональное распределение ресурсов систем общего и дополнительного образования: кадровых, материально-технических,
программно-методических;
- упрощение процедуры предоставления транспортных средств для организации поездок обучающихся по дополнительным общеобразовательным
программам на конкурсные мероприятия;
- освобождение руководителей структурных подразделений и филиалов от участия в открытом аукционе в электронной форме, от
заключения договоров об обслуживании зданий структурного подразделения;
- оказание руководителями образовательных учреждений содействия в комплектовании детских объединений и спортивных секций,
работающих на базе образовательных учреждений;
- сокращение числа руководящих должностей. Сохранение в полном объеме финансирования из областного бюджета.
Наян Сагаев, директор АОУ ДОД РБ «Республиканский центр эстетического воспитания детей», выступил с докладом
«Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Бурятия», где выделил основные достижения системы
дополнительного образования детей в Республике Бурятия:
- стабильная положительная динамика охвата обучающихся в системе дополнительного образования детей;
- работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- поддержка одаренных детей;
- снижение подростковой преступности;
- межведомственное сотрудничество.
В отношении стандартизации услуги Наян Сагаев отметил, что стандарты могут использоваться для обозначения критериев определения
качества образования. Стандарты могут применяться к определению условий, требований к программам, но требования к результатам
не должны быть жестко регламентируемыми индикаторами. Введение эффективного контракта, должно выражать связку между показателями
качества и показателями эффективности деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Юрий Борисихин, генеральный директор Урало-Сибирского Центра ЮНЕСКО, выступил с докладом «Бурятия – лидер России
в реализации программ по молодежным международным связям в системе межправительственных и неправительственных организаций
при ООН, ЮНЕСКО». Отмечено, что существует более 400 программ ЮНЕСКО по вопросам культуры, ориентированных на регионы,
некоторые из них реализуются в Республике Бурятия, в частности, на базе Республиканского бурятского национального лицея-интерната.
По мнению докладчика в системе дополнительного образования детей очень важен феномен личности и опыта преподавателя. Главной
является задача выявления таких детей, которые могли бы сказать о своей культуре на международной площадке. Основу реализуемых
программ составляют развитие речи, умение общаться с представителями разных культур.
В завершение работы секции выступил Олег Рыбынок, директор Федерального эколого-биологического центра. В своем выступлении
докладчик отметил, что будущий кадровый потенциал страны должен формироваться учреждениями дополнительного образования детей.
Дети должны ориентироваться на будущую профессию, а занятия любимым видом деятельности может привести к желаемому результату.
Но профориентационная деятельность осталась в тени по причине отсутствия в квалификационном справочнике. Задача дополнительного
образования детей - помочь ребенку перейти от общего образования к профессиональному образованию.
Оюна Цыренова, Валентина Юрченко, аналитическая группа Республики Бурятия
|