Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Тезисы секции 
Экспертный лист 
Презентация к докладу Александра Адамского 
Презентация к докладу Вероники Запалацкой 
Презентация к докладу Елены Осиповой 
Презентация к докладу Анны Фирсовой 
Презентация к докладу Алексея Воронцова 

Секция 2. Модернизация общего образования




4 июля 2013 года в Улан-Удэ в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века» состоялась работа секции «Модернизация общего образования». Координаторы: Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» и Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия. 

Модернизация общего образования на современном этапе связана с процессами укоренения новых представлений о качестве образования, формализованными во ФГОС нового поколения. Сформированная система оценки качества общего образования должна позволить укоренить нормативно закрепленные представления о качестве образования. Важная роль в этом процессе отводится профессиональному сообществу. Вместе с тем, на практике мы сталкиваемся с рядом проблем. В своем выступлении Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» выделил основные вопросы, требующие решения. О том, что инновационные механизмы становятся механизмами модернизации образования было объявлено еще 5 сентября 2005 года в выступлении Владимира Путина. За прошедшие годы стало, очевидно, что федеральные инициативы тяжело входят в жизнь, даже при наличии существенных денежных вливаний. Яркий тому пример – нежелание молодых учителей идти в школы, даже при условии повышения заработной платы. Не достигнуты заявленные эффекты перехода школ в статус автономных учреждений. Прежде всего потому, что задекларированная самостоятельность образовательных учреждений носит формализованный характер. Причина – в централизованном, ручном характере управления, которое не дает возможности для развития самостоятельности. Уйти от ручного управления можно, стандартизируя качество услуг. Нормативное закрепление представлений о качестве образования во ФГОС на уровне комплекса нормативных механизмов позволит более эффективно регулировать жизнедеятельность школы. Вместе с тем, стандарты не должны быть жестким механическим требованием к результатам образования. Прописывание в стандарте содержания образования бесполезно, так как это противоречит принципу самостоятельности учреждений.

Говоря об инфраструктуре школ, Александр Адамский отметил, что сейчас финансирование этого направления достаточно велико. Однако действующие СанПиНы все еще остаются серьезным административным барьером как и избыточное количество разного рода отчетности. Проектной задачей является исходная база данных на уровне образовательного учреждения. Подъем данных с этого уровня и их агрегация – задача, которую предстоит решить. Становление всероссийской системы оценки качества должно происходить одновременно с обустройством электронной образовательной среды, обеспечивающей операционализацию новых представлений об образовательных результатах.

Продолжая обсуждение, Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия отметил, что новый Закон об образовании стал серьезной нормативной базой для введения инноваций и модернизации системы образования. Однако, сохраняется ряд противоречий, требующих решения: широкое использование информационных технологий в образовании и отсутствие необходимой инфраструктуры в образовательных организациях, необходимость индивидуализации образовательной траектории и отсутствие необходимых методических документов и эффективных механизмов финансирования.

Преодоление данных противоречий возможно через введение электронной образовательной среды, внедрение которой в широкую практику окажет существенное влияние на изменение технологий работы педагога с детьми. Учитель должен стать тьютором для ребенка, помогая и сопровождая его. Однако, в большинстве случаев учительское сообщество, к сожалению, не готово к активному взаимодействию в электронной среде. Главной задачей в этой связи является кадровая модернизация образования. Нужны профессиональные кадры, соответствующие современным требованиям. Одним из инструментов модернизации может стать введение эффективных контрактов в общеобразовательных учреждениях. Эффективный контракт позволит «увязать» показатели качества труда работников с показателями качества образовательной услуги.

Алексей Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование», в своем докладе отметил следующие аспекты формирования системы оценки качества образования. «Мы предлагаем концепцию, особое место в которой занимает школьная система оценки качества, начиная с первого класса» - заметил Алексей Воронцов. Управление развитием системы оценки качества образования возможно через:

  • КИМы и оценочные процедуры для учащихся нового поколения, осуществляемые посредством электронной образовательной среды;
  • изменение подходов к  аттестации педагогов;
  • новые финансовые механизмы;
  • увеличение открытости, прозрачности оценочных процедур благодаря информатизации.

КИМы нового поколения должны включать диагностику личных достижений, внеучебных достижений, социальных компетенций учащихся. Меняется сам формат аттестата. В нем должен быть отражен учет учебных предметов в вариативной и инвариантной части, учет внеучебных достижений и результаты итоговой аттестации, которые отражаются в баллах, а не в оценках. В этой связи, прозвучало предложение о включении в пакет документов при поступлении выпускников школ в вуз с 2015 года «среднего балла аттестата» только при условии учета в нем как учебных, так и внеучебных достижений выпускников. Поставлена проектная задача в 2013-2014 учебном году разработать механизм заполнения аттестата нового образца, внести нормативные изменения в шкалу школьной оценки. Апробацию проекта предложено провести до первого сентября 2015 года. Важной составляющей проекта являются контроль и оценка качества образования. Контроль сосредоточен вокруг основных образовательных программ. Процедура проверки должна быть направлена на установку соответствия между программой написанной и ее непосредственной реализацией.

Елена Осипова, заместитель министра образования и науки Иркутской области, рассказала об эффектах модернизации системы образования, достигнутых в регионе. Модернизация системы образования Иркутской области включает в себя мероприятия, направленные на повышение статуса учителя, развитие инфраструктуры, поддержку малокомплектных сельских школ. Результатом их выполнения стало развитие механизмов нормативно – подушевого финансирования, программно – целевого управления развитием (управление финансовыми потоками осуществляется в электронном режиме), введение модульно – накопительной системы повышения квалификации. Главным достижением является развитие региональной системы оценки качества. Прорыв в этой сфере был осуществлен за счет автоматизации процесса формирования муниципального задания, оценку выполнения через показатели, размещенные в электронной образовательной среде.

О необходимости создания единых региональной и федеральной систем электронного мониторинга как инструмента управления качеством образования (на примере Московской области) в своем выступлении говорила Анна Фирсова, начальник отдела мониторинга и статистики Центра качества образования ГОУ ВПО МО АСУ. Предпосылками для создания региональной системы электронного мониторинга стала необходимость создания инструмента управления по результату на основе индикаторов и показателей результативности школьных муниципальных и региональной образовательных систем Московской области, сокращения документооборота, оптимизации информационных потоков, обеспечения открытости образовательного процесса в регионе.

Структура региональной системы электронного мониторинга достаточна проста: первичные данные, заносимые в реестр, разбиваются на блоки – совокупности показателей, определяющих качество образования в различных его аспектах. Каждому блоку соответствует свой набор показателей. Блоки различаются между собой тематикой данных, периодичностью их сбора, вариантами использования содержащейся в том или ином блоке информации, а так же уровнем образовательных структур, предоставляющих данные для этих блоков.

Преимущества, которые дает региональная система электронного мониторинга: объем показателей в системе не ограничен, а возможность формирования и корректировки разработанных форм и отчетов позволяет интегрировать в систему различные комплексные и тематические мониторинговые исследования, а так же опросы, анкетирования и прочее.

Ожидаемые результаты от внедрения системы – это, прежде всего, широкий спектр возможностей по сбору, хранению, обработке, анализу и предоставлению неограниченного количества показателей различных направлений по всем типам образовательных учреждений. Во-вторых, это создание единого информационного пространства (методики, инструментарий, технологии), обеспечивающего в режиме on-line полноту данных для характеристики образовательных систем и принятия управленческих решений. Соответственно, появляется возможность проводить анализ и отслеживать динамику показателей, выявлять проблемы, принимать необходимые управленческие решения на разных уровнях, а так же отслеживать последствия принятых решений.

Необходимость создания единой федеральной системы электронного мониторинга вызвана следующими проблемами:

  1. на федеральном уровне ведется только контроль выполнения различных показателей хода модернизации образования;
  2. должен быть создан инструмент, позволяющий на основе единого информационного пространства проводить анализ результатов модернизации различных образовательных систем для принятия дальнейших управляющих решений.

Подводя итоги обсуждения, Александр Адамский подчеркнул, что главным результатом работы секции стало сложившееся представление о той образовательной среде, которая должна быть построена в ближайшее время. Развитие информационной среды тоже может тормозить развитие образования, если построено на отсталых технологиях взаимодействия ребенка и взрослого. Усиление репродуктивных педагогических технологий электронной средой – это шаг назад. В этом аспекте перевод в автоматизированный режим процесса формирования муниципального задания в Иркутской области – мощнейший прорыв вперед. На повестке дня сегодня объединение в электронной образовательной среде процессов управления, содержания образования и мониторинга достижения заявленных результатов, оценка качества услуги. Идея исходной базы данных – это не только формальная статистика, но и образовательные события, аттестация, управление финансовыми потоками – только тогда это будет идеей завтрашнего дня – подытожил эксперт.

Наталья Цырендашиева, Оюна Убодоева, Екатерина Хантуева, аналитическая группа Республики Бурятия

 




Алексей Воронцов, эксперт Института проблем образовательноцй политики "Эврика"

Виктор Басюк, министр образования Иркутской области

Анна Фирсова, начальник отдела мониторинга и статистики Центра качества образования ГОУ ВПО Московской области АСОУ

Вероника Запалацкая, заместитель министра образования Московской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100