Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Тезисы секции 
Экспертный лист 
Презентация к докладу Игоря Шияна 
Презентация к докладу Натальи Шадриной 
Презентация к докладу Елены Купецковой 
Презентация к докладу Татьяны Митрофановой 
Презентация к докладу Натальи Чураковой 

Секция 1. Модернизация дошкольного образования




4 июля 2013 года в Улан-Удэ в рамках V Байкальского образовательного форума «Учитель и культура – вызовы XXI века» состоялась работа секции «Модернизация дошкольного образования». Координаторы: Александр Бочеев, заместитель министра образования и науки Республики Бурятия и Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Игорь Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» отметил, что основные перспективы развития дошкольного образования связаны с введением стандарта, являющегося регулятором правил в этой области. Нестандартность стандарта, по мнению эксперта, заключается, в первую очередь, в том, что требования к результатам освоения основной образовательной программы сформулированы как целевые ориентиры дошкольного детства, отсутствуют формулировки «готовность к школе», а также в отсутствии процедур промежуточной и итоговой аттестацией воспитанников. Ключевая установка стандарта дошкольного детства – это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации развития личности ребенка, если в образовательной организации созданы необходимые условия, можно смело заявить о выполнении стандарта.

Одним из вызовов ФГОС, требующего пристального внимания, является требование к повышению квалификации и подготовке педагогических кадров - педагогам необходимо обладать личностными и профессиональными компетентностями, заявленными в стандарте. Соотношение частей основной образовательной программы является также вызовом по отношению к компетенциям педагогов, так как ими самостоятельно определяются цели, задачи, этнокультурный компонент образовательной программы. Игорь Шиян особо подчеркнул, что стандарт дошкольного детства должен быть понятен родителям и широкой общественности.

Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика», представила модернизационные процессы, происходящие в дошкольном образовании. Продолжая разговор о ФГОС, отмечено, что стандарт является также и механизмом разработки финансирования образовательных программ, так финансирование ООП становится прерогативой субъектов Российской Федерации. Обеспечение предоставления услуг дошкольного образования осуществляется на основе определения комплекса нормативов финансирования, который включает в себя нормативы на реализацию образовательных услуг, на присмотр, уход и оздоровление воспитанников. Одним из главных механизмов модернизации дошкольного образования, по мнению эксперта является правильное формирование государственного (муниципального) задания, разграничивающего образовательные услуги и услуги присмотра и ухода.

Елена Купецкова, проректор Пензенского института развития образования, представила новую управленческую модель в системе дошкольного образования «Выездной воспитатель», целью которой является создание условий для обеспечения дошкольным образованием детей, проживающих в отдаленных сельских территориях. Местом работы  выездного воспитателя с детьми может служить территория филиала детского сада – специально оборудованное помещение сельской администрации, клуба или иное нежилое помещение. Образовательный процесс осуществляется выездным воспитателем по основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения, при наборе разновозрастной группы детей в условиях группы кратковременного пребывания (без кормления и сна).

Татьяна Митрофанова, директор МАОУ СОШ № 32 г.Улан-Удэ, рассказала о комплексных мерах развития дошкольного образования, о перспективах создания комплекса «Образовательный округ», предусматривающего реорганизацию образовательных учреждений всех уровней общего образования путем их слияния. Также отмечена необходимость создания новой системы оценки качества дошкольного образования, индикаторами которой должны являться требования к предметно-развивающей среде, кадровым психолого-педагогическим условиям, материально-техническому, финансовому обеспечению.  Введение эффективного контракта в дошкольном образовании, по мнению Татьяны Митрофановой, должно обеспечить взаимосвязь показателей качества труда работников образовательной организации дошкольного образования с показателями качества услуг, оказываемых этой организацией при условии обеспечения средней зарплаты педагогических работников учреждений, реализующих программы дошкольного образования, на уровне не ниже средней зарплаты в общем образовании в соответствующем регионе.

Наталья Чуракова, представитель издательства «Академкнига/учебник» указала на важность создания электронной развивающей среды для детей дошкольного возраста «Электронная предшкола». Умное дозированное использование электронных пособий позитивно влияет на детей, является инструментом их развития.

В ходе работы секции представители частного бизнеса отметили проблемы в процедуре лицензирования негосударственных частных организаций, предоставляющих образовательные и иные услуги для дошкольников.

 Лариса Гармажапова, Галина Малахова, аналитическая группа Республики Бурятия

 

Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики "Эврика"


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100