22 мая 2013 года на базе ГБОУ СОШ №8 г.Беслана в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара
«Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной
на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Северо-Кавказского федерального
округа с продолжением доклада «Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные
результаты образования», выступил Александр Адамский, научный руководитель АНО «Институт образовательной политики
«Эврика».
В начале своего выступления Александр Изотович подробно остановился на ключевых позициях выстраивания системы оценки качества
образования:
– ключевой задачей СОКО является формирование у ученика способности к оцениванию. Работающая СОКО – это та
система, которая развивает у ребенка способность оценивать свои действия и результат;
– наличие инструментария: определение того, что учащийся знает и чего не знает, представления выпускника о том,
что он умеет, а что не умеет и есть качество образования. Если у ученика нет этого представления, то его активность
зависит от внешних факторов. В это смысле способность оценить свои действия обратно пропорциональна активности учителя в натуральной
оценке учащихся.
Александр Адамский подробно рассмотрел проблему предметности. Наряду с предметами, результаты (см. презентацию) –
это характер отношения между детьми и взрослыми. «Я работаю с детьми так, что у них проявляется самостоятельность».
И это предметное содержание образования. И это необходимо оценить и формализовать. Пока не будет способов оценки всех образовательных
результатов и их формализации, ЕГЭ будет единственным способом отражения достижений выпускника.
Ж.Кибизова (СОРИПКРО) привлекла внимание к тому, как будет восприниматься инициативность ребенка, оцениваться коллективом
педагогов, поскольку инициатива может восприниматься по-разному.
Александр Изотович ответил, проблема восприятия вторична, необходимо дать детям возможность проявить инициативу, сделать
легальной реализацию собственных инициатив ребенка.
Далее были рассмотрены два подхода к выстраиванию оценки качества: в первом, институализационным форматом является аккредитация
и аттестация. В этом случае государственная экспертиза имеет ключевое значение, и необходимо профессионально готовить
сотрудников Рособрнадзора, контрольных органов к этой деятельности. Единственный инструментом тогда становится проверка, создание
нормативного акта, нормы, это всегда конфликт между содержанием и необходимостью следовать определенным нормам.
Второй подход заключается в том, что содержательные основания не могут механически стать нормативным актом, это требует
серьезной проектной работы. В этом случае основным пространством для оценки может стать событие (см. презентацию).
В заключение докладчик вернулся к основной образовательной программе, которая является наиболее важным нормативно-правовым
документом, содержащим как собственно подходы к выстраиванию образвоательного пространства, так и принципы оценки образовательных
результатов.
Информационно-аналитическая группа РСО-Алания
|