22 мая 2013 года во Владикавказе в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты
апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных
результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Северо-Кавказского федерального округа начала работу
проектная группа «Система оценки качества образования: федеральный уровень» (координатор – Алексей Воронцов).
В рамках работы проектной группы координатор группы Алексей Воронцов продолжил развитие темы «Система оценки
качества образования: федеральный уровень».
Алексей Борисович отметил, что в рамках работы в группе «Система оценки качества – федеральный уровень»
необходимо из всего спектра предъявленных выше задач определиться прежде всего с требованиями к процедуре оценивания и с требованиями
к инструментам оценивания на примере обсуждаемых моделей.
В ходе работы группы Алексей Воронцов рассказал о процедуре и системе оценивания предпрофильного испытания. Были затронуты
вопросы необходимости проведения экзаменационного испытания не на территории школы, где обучается выпускник, формирования
учащихся по группам, в соответствии с выбранным предметом.
Интерес вызвала информация об оценке портфолио, как процедуре выбора предметной области (профиля дальнейшего обучения).
Эксперт высказал свое мнение о том, что он не поддерживает создание портфолио, в том виде, в каком его сейчас преподносят:
«портфолио ради сумки, где отсутствует развивающий момент». В ходе работы Алексей Воронцов показал, как связать
портфолио с экзаменом и каким образом его использовать при выборе экзамена. Эксперт предложил структуру портфолио, отличную
от традиционных.
Далее экспертом были рассмотрены этапы итогового предпрофильного испытания и даны его оценки, это индивидуальный
(за компьютером) этап, второй – групповое испытание на котором осуществляется совместное решение типовой
задачи, но построенной так, чтобы неминуемо возникал позиционный конфликт, и третий – презентация решения задачи.
Результат работы группы оценивается общей экзаменационной комиссией, состоящих из тех же экспертов, - подчеркнул эксперт,
- которые оценивали работу группы на первом этапе. При выведении общей оценки учитывается предварительная оценка портфолио
учащихся.
Данный экзамен является «входным» для продолжения образования в старшей школе. Итогом экзамена является определение
личных образовательных достижений и уровня освоения учащимися метапредметных результатов, которые фиксируются в характеристике-рекомендации
для обучения на следующей ступени образования.
В контексте «портфолиозации» всей страны большое внимание экспертом было уделено условиям подготовки и предъявления
портфолио:
– Работа над портфолио происходит до 1 февраля. С 1 февраля по 1 марта идет представление портфолио (правила представления
устанавливает сама школа).
– До 1 марта ученик подает заявку на участие в предпрофильных испытаниях и подготавливает обоснование своего выбора.
Если в школе есть тьютор, то он сопровождает процесс работы выпускника 9 класса со своим портфолио.
– Выпускнику 9 класса достаточно предъявить материалы хотя бы в два пункта портфолио.
– На основании защиты проекта и представленного портфолио пишется характеристика и/или рекомендация для зачисления
в выбранные профили.
Аудиторию заинтересовал вопрос того, кто будет писать характеристику. В ходе дискуссии сошлись на том, что это будет делать
экзаменационная комиссия, работающая на постоянной основе, и войти в ее состав могут практически все педагоги
муниципального округа. При этом обязательно продумать карту преодоления формального подхода к этой процедуре. Были предложены
возможные пути: можно вывести экзамен за пределы школы (драмтеатр, клуб и т.д.), ребёнок может разместить свой портфолио
в электронном виде.
В ходе дискуссии Алексей Борисович ответил на многочисленные вопросы о соответствии продукта деятельности поставленной
задаче, сколько времени и других ресурсов занимает подготовка подобного экзамена, как быстро обучаются эксперты на стажировке,
какое количество проб предлагается и т.п.
Людмила Айдарова, Нина Бигаева, информационно-аналитическая группа РСО-Алания
|