Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу А.Адамского 

Доклад  «Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования» (часть 1), А.И. Адамский, научный руководитель АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"




22 мая 2013 года на базе ГБОУ СОШ №8 г.Беслана в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Северо-Кавказского федерального округа с докладом «Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования», выступил Александр Адамский, научный руководитель АНО «Институт образовательной политики «Эврика». 

В начале доклада Александр Изотович обозначил два подхода к пониманию проблемы оценки качества образования: рамкой оценки, её показателем является, социализация ребенка, при этом рассматриваемая не только как успешность в будущем. Тезис в том, что по тому, как социализируются ученики в школе, можно говорить, как будет складываться  его жизнь после школы. Суждение, что мы не можем видеть его результативность, не работает. Мы видим, как успешен ребенок сегодня, насколько он активен. Опытные педагоги понимают, что будет происходить с ребенком т после ДОУ. 

Второй подход – это возврат к ценностям советской школы. Но чем была хороша советская школа и почему она не повторится? Она хороша тем, что учителя понимали алгоритм социализации выпускников. Регламент ее был понятен, и мы могли готовить их к жизни. Неважно куда он шел работать. 

Однако сегодняшняя ситуация состоит в том, что: 1) страна и общество стали более открытыми; 2) системные изменения в жизни идут быстро и непредсказуемо. И в этом смысле время системных изменений заканчивается раньше, чем образовательный цикл. И если мы могли раньше работать по одному учебнику и это было нормально, то сейчас это невозможно. потому что количество и качество знаний так часто меняется. И это ставит нас в драматические условия. У нас нет представлений о жизни, в которую они вступят. Т.е. новая система СОКО нужна не потому, что старая стала плоха, а потому что старая изменилась, так что трудно предугадать, в какие условия социализации попадут нынешние школьники. В этом смысле знания объектов прошлого необходимо, но действовать на их основании сложно. И мы пришли к тому, что надо формировать способности действовать в неопределенной ситуации и это другая система результатов. 

Большинство наших учащихся не успешны в школе. Более того, вся тактика преподавания построена на том, чтобы проявилась неуспешность и ущербность учащегося, что оправдывает необходимость учителя. Авторитарность и утверждение учителя как единственного носителя знания и единственного оценщика ученика предопределяет негативное самоощущение ученика, и это порождает комплексы во взрослой жизни.

При этом ключевые профессиональные компетентности закладываются в дошкольном возрасте. Если они не сформировались, то они потом нигде не компенсируются. Поэтому вкладывание в профессиональное образование  при несформированности в дошкольном возрасте ключевых компетентностей практически бессмысленно.

Переход на оценку качества от модели «сравни с образцом» на модель индивидуального прогресса непреодолимо. Педагог не понимает, что это значит, не переучивается. Например, учитель не может выбрать между реальными примерами и виртуальными. Поэтому если в дошкольном  возрасте ребенок не взял необходимое, в школе восприимчивость ребенка падает.

Подводя итоги Александр Адамский отметил, что основная школа имеет большое значение. При этом, необходимо определить, кто является носителем инструментом СОКО. Это либо учитель в ходе отношения с ребёнком видит и оценивает его рост и развитие, либо потом мы будем применять искусственные инструменты к сложным  для учителя явлениям. Таким образом, задача СОКО не столько оценить ребёнка, сколько сформировать у ребёнка способность к оценке. Результат образования  во многом состоит в  способности к самооценке, а не в ориентации на внешний источник, как это за учащегося делали до сих пор. 

Информационно-аналитическая группа РСО-Алания


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100