Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу А.Воронцова 

Доклад «Современная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, в соответствии с новыми ФГОС», А.Б. Воронцов

 




22 мая 2013 года на базе ГБОУ СОШ №8 г.Беслана в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Северо-Кавказского федерального округа с первой частью доклада «Перспективная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, в соответствии с новыми ФГОС» выступил Алексей Воронцов, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».

В начале своего выступления Алексей Воронцов обозначил принципиальные особенности создания модели общероссийской системы оценки качества образования, которые подразумевают 2 стратегии: либо создание федеральной системы оценки качества, обязательная для всех регионов, либо обобщение опыта создание региональных СОКО, и выстраивания на их основании общероссийской модели. 

Алексей Борисович отметил, что в новом ФГОС сформулированы требования к уровню подготовки на каждой ступени образования: начальная школа, основное образование и полное среднее образование. Таким образом, в основу общероссийской СОКО должно быть положено описание образовательных стандартов, а образовательные результаты должны быть описаны как уровневые. 

Далее эксперт перешел к характеристике инструментов оценки качества образования, подчеркнув, что для обсуждения предлагается один из возможных вариантов. В структуре теста достижений было предложено разграничение на:
– национальный экзамен – в форме единого тестирования;
– региональный экзамен – как инструмент оценки выполнения ФГОС, но при этом учитываются предметные и метапредметные результаты;
– муниципальный экзамен - как инструмент оценки выполнения ФГОС, но при этом учитываются метапредметные и личностные результаты;
– школьный экзамен – оценка самоопределения учащихся, их готовности к продолжению образования.

Алексей Воронцов подробно остановился на муниципальном уровне экзамена – предпрофильном экзаменационном испытании в форме итогового события, которое, по сути, является экзаменационной процедурой, проводимой в определенный (назначенный заранее) день в форме предпрофильного индивидуально-группового испытания.

Описывая содержание муниципального предпрофильного экзаменационного испытания, эксперт определил, что:
– модель процедуры проверки освоения основной образовательной программы основного общего образования учащимися 9-х классов должна инициировать, прежде всего, включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность;
– методологией ФГОС общего образования является системно-деятельностный подход. Следовательно, задачный принцип построения учебного содержания должен стать ключевым. Учащиеся за девять лет должны научиться ставить и решать разного вида задачи и предъявлять результаты их решения другим людям;
– единицей испытания является экзаменационная задача, решение которой требует проявления некоторых способностей и умений в исследовательской, проектной или художественно-творческой деятельности.

В основе предпрофильного испытания положена оценка тех метапредметных результатов, которые оценить с помощью тестовых технологий невозможно. Для этого используется технология экспертных оценок, само испытание индивидуально-групповой характер. Каждый выпускник на основании испытания получает персональную, содержательно-бальную оценку. Алексей Воронцов обосновал проведение предпрофильного экзамена в индивидуально-групповой форме тем, что необходимо оценить, как подросток может взаимодействовать со сверстниками. В 9-м классе важна оценка не результата как такового, а оценка самого процесса взаимодействия, что не исключает оценки индивидуального результата. Было отмечено, основной задачей проведения экзамена в подобной форме является проверка готовности подростка к обучению в старшей школе. 

Как отметил эксперт, определение задачи в качестве единицы экзаменационного испытания связано с тем, что в отличие от проекта или исследования, ее решение требует сравнительно небольших временных затрат, а процесс ее решения можно быть развернутым и доступным для наблюдения, фиксации и анализа. Алексей Борисович подробно рассмотрел  требования к содержанию задач предпрофильного экзамена (см. презентацию доклада).

Итогом решения задачи предпрофильного экзамена должен быть продукт, созданный посредством моделирования существенных отношений объекта и действий, управляющих преобразованиями объекта.

Живой интерес у слушателей семинара вызвала информация о связи учебно-исследовательской, учебно-проектной и художественно-творческой  деятельности с образовательными результатами, где рассматривались этапы этих видов деятельности и ведущие умения учащихся.

В заключении Алексей Воронцов отметил: «Тесты достижений  имеют ряд преимуществ: выбор предметов по желанию учащихся, решение экзаменационной задачи как единицы образовательного процесса, технология решения задачи». 

Марина Боциева, Лариса Дзахоева, информационно-аналитическая группа РСО-Алания


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100