22 мая 2013 года на базе ГБОУ СОШ №8 г.Беслана в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара
«Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной
на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Северо-Кавказского федерального
округа с первой частью доклада «Перспективная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9
и 11 классах, в соответствии с новыми ФГОС» выступил Алексей Воронцов, эксперт АНО «Институт проблем образовательной
политики «Эврика».
В начале своего выступления Алексей Воронцов обозначил принципиальные особенности создания модели общероссийской системы
оценки качества образования, которые подразумевают 2 стратегии: либо создание федеральной системы оценки качества, обязательная
для всех регионов, либо обобщение опыта создание региональных СОКО, и выстраивания на их основании общероссийской модели.
Алексей Борисович отметил, что в новом ФГОС сформулированы требования к уровню подготовки на каждой ступени образования:
начальная школа, основное образование и полное среднее образование. Таким образом, в основу общероссийской СОКО должно быть
положено описание образовательных стандартов, а образовательные результаты должны быть описаны как уровневые.
Далее эксперт перешел к характеристике инструментов оценки качества образования, подчеркнув, что для обсуждения предлагается
один из возможных вариантов. В структуре теста достижений было предложено разграничение на:
– национальный экзамен – в форме единого тестирования;
– региональный экзамен – как инструмент оценки выполнения ФГОС, но при этом учитываются предметные и метапредметные
результаты;
– муниципальный экзамен - как инструмент оценки выполнения ФГОС, но при этом учитываются метапредметные и личностные
результаты;
– школьный экзамен – оценка самоопределения учащихся, их готовности к продолжению образования.
Алексей Воронцов подробно остановился на муниципальном уровне экзамена – предпрофильном экзаменационном испытании
в форме итогового события, которое, по сути, является экзаменационной процедурой, проводимой в определенный (назначенный заранее)
день в форме предпрофильного индивидуально-группового испытания.
Описывая содержание муниципального предпрофильного экзаменационного испытания, эксперт определил, что:
– модель процедуры проверки освоения основной образовательной программы основного общего образования учащимися
9-х классов должна инициировать, прежде всего, включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность;
– методологией ФГОС общего образования является системно-деятельностный подход. Следовательно, задачный принцип
построения учебного содержания должен стать ключевым. Учащиеся за девять лет должны научиться ставить и решать разного вида
задачи и предъявлять результаты их решения другим людям;
– единицей испытания является экзаменационная задача, решение которой требует проявления некоторых способностей
и умений в исследовательской, проектной или художественно-творческой деятельности.
В основе предпрофильного испытания положена оценка тех метапредметных результатов, которые оценить с помощью тестовых технологий
невозможно. Для этого используется технология экспертных оценок, само испытание индивидуально-групповой характер. Каждый выпускник
на основании испытания получает персональную, содержательно-бальную оценку. Алексей Воронцов обосновал проведение предпрофильного
экзамена в индивидуально-групповой форме тем, что необходимо оценить, как подросток может взаимодействовать со сверстниками.
В 9-м классе важна оценка не результата как такового, а оценка самого процесса взаимодействия, что не исключает оценки индивидуального
результата. Было отмечено, основной задачей проведения экзамена в подобной форме является проверка готовности подростка к
обучению в старшей школе.
Как отметил эксперт, определение задачи в качестве единицы экзаменационного испытания связано с тем, что в отличие от проекта
или исследования, ее решение требует сравнительно небольших временных затрат, а процесс ее решения можно быть развернутым
и доступным для наблюдения, фиксации и анализа. Алексей Борисович подробно рассмотрел требования к содержанию задач
предпрофильного экзамена (см. презентацию доклада).
Итогом решения задачи предпрофильного экзамена должен быть продукт, созданный посредством моделирования существенных отношений
объекта и действий, управляющих преобразованиями объекта.
Живой интерес у слушателей семинара вызвала информация о связи учебно-исследовательской, учебно-проектной и художественно-творческой
деятельности с образовательными результатами, где рассматривались этапы этих видов деятельности и ведущие умения учащихся.
В заключении Алексей Воронцов отметил: «Тесты достижений имеют ряд преимуществ: выбор предметов по желанию
учащихся, решение экзаменационной задачи как единицы образовательного процесса, технология решения задачи».
Марина Боциева, Лариса Дзахоева, информационно-аналитическая группа РСО-Алания
|