Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Романа Селюкова 

Доклад  «Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования» (ч.2), Р.В. Селюков 




23 мая 2013 года в Улан-Удэ в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Сибирского федерального округа со второй частью доклада «Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков зафиксировал состояние кризиса образования в силу несформированности на сегодняшний день системы оценки качества общего образования. Отсутствие сквозного видения (через все уровни образования) всего спектра образовательных результатов. Необходимо формально закрепить представления о преемственности и специфике образовательных результатов учащихся на разных ступенях общего образования; ориентация инструментов оценивания результатов образования исключительно на диагностику знаний, умений и навыков. Каким образом возможно формировать общественные представления о современных образовательных результатах, если в нормативной базе сферы образования зафиксированы только контрольные процедуры оценки знаний, умений и навыков учащихся? Каким образом возможно влиять на формирование внешнего заказа школе на компетенции, личностные результаты и предметные результаты различного уровня?; отсутствие механизмов оценки качества образования через фиксацию индивидуального прогресса. Ориентация на среднего ученика с одной стороны позволяет учителю хоть как-то удерживать управление развитием детей, чьи результаты ниже среднего. Но при этом снижается познавательная мотивация детей, чьи результаты выше среднего. Кроме того, отсутствие технологий оценки прироста индивидуальных образовательных результатов учащихся не позволяет выводить их на индивидуальный максимум, а ориентирует только на необходимый минимум, который во многом может оставаться недостаточным для конкретного потребителя образовательной услуги; оценка качества образования не становится институтом развития качества образования. Отсутствие формализованной ОСОКО становится тормозом развития и организационно-финансовых механизмов, регулирующих жизнь школы. А ведь именно они и есть поддерживающие механизмы формирования и принятия новых представлений о качестве образованием; неполная связанность современных представлений о качестве образования с финансово-экономическими механизмами в сфере образования. Отсутствие связи норматива финансирования и системы оплаты труда с новыми представлениями о качестве образования фактически консервируют устаревшие представления о качестве образования; запаздывание технологического оснащения оценочного инструментария в условиях бурного развития ИКТ технологий и возрастания требований к мобильности всех процессов в социально-экономической сфере. Усложнение требований к образовательным результатам во ФГОС фактически ввергнет школу в систему бесконечную череду отчетов и бумажного документооборота, если не переложить оценку образовательных результатов в электронную среду.

Роман Селюков представил ключевые принципы системы оценки качества образования:

  1. Индивидуализация при обеспечении массовости образования, предполагающая наличие внутри класса подгрупп, обеспечивающих различные траектории образования. Необходимо понимать, что индивидуализация образования не снижает массовость образования и не противопоставляется коллективным формам работы, не снижает ценность коллективного взаимодействия;
  2. Ориентация на интегральные результаты образования, не исключая оценку предметных результатов. Декомпозиция образовательных результатов на мельчайшие составляющие фактически создает ситуацию, когда и учитель, и ученик, и родители перестают «за деревьями видеть лес». Необходимо понимать что же по большому счету должно произойти с ребенком к окончанию каждой ступени общего образования. Эти представления должны быть интегральными (собирающими отдельные составляющие). Например, для начальной школы такого рода интегральный результат – это формирование учебной деятельности.
  3. Комплексность СОК (которая должна обеспечиваться через грамотную формулировку муниципального задания). Система оценки качества общего образования должна удерживаться не только инструментарием и процедурами оценки результатов, но и организационно-финансовыми механизмами, работающими в системе образования;
  4. Учет сквозных результатов образования (должна быть общая линия по этим результатам, чтобы их можно было сопоставлять, чтобы научить ребенка видеть свой индивидуальный прогресс);
  5. Операциональность оценки качества (разработка инструментария, диагностических процедур понятных для учителя и легких в использовании). Необходимо в частности определиться с оценкой метапредметных результатов учащихся: мы будем развивать психологический инструментарий диагностики этих результатов или будем разрабатывать педагогический инструментарий, которым будет пользоваться учитель?
  6. Технологизация инструментария оценки (необходимо привести к унификации оценку метапредметных результатов, т.к. учителя в настоящее время по-разному оценивают уровень детей).

Эксперт отметил, что нормировать систему оценки качества можно через разработку и соответствие следующим требованиям:

  • требования к СОК на региональном и школьном уровне;
  • требования к инструментам оценки качества;
  • требования к процедурам оценки;
  • требования к экспертам, осуществляющим процедуру оценки.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100