23 мая 2013 года в Улан-Удэ в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации
модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных
результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Сибирского федерального округа продолжила работу
проектная группа «Система оценки качества образования: региональный уровень». Координатор – Мария Миркес,
эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
В рамках работы проектной группы с докладом «Система оценки качества образования: региональный уровень» выступила
Мария Миркес, координатор группы.
Система оценки качества состоит из нескольких уровней, региональный уровень является одним из важнейших. В частности, именно
на региональном уровне проводится аккредитация образовательных учреждений. В основе процедуры аккредитации лежит измерение
образовательных результатов учащихся и соотнесение их с теми, что определены в соответствующих официальных документах.
Однако введение новых образовательных стандартов проблематизирует уже сложившуюся практику проведения аккредитации и соответствующих
инструментов измерения образовательных результатов. Проблемы связаны прежде всего с определением в стандарте образовательных
результатов нового типа – метапредметных и личностных результатов. Именно эти результаты плохо оцениваются посредством
тестирования и традиционных контрольных работ. Но если согласно стандарту личностные образовательные результаты и не должны
персонифицированно оцениваться, то метапредметные должны быть оценены. Обозначенная проблема требует разработки новой модели
оценки образовательных результатов, заточенных именно на метапредметные умения, и встраивание этой модели в процедуру оценки
качества образования на региональном уровне и, в частности, в процедуру аккредитации.
Предлагаемая модель предполагает решение задачи определенного типа сначала индивидуально, затем - в группе. Задача строится
так, чтобы у школьников не хватало информации и знаний для ее решений. Доступность Интернета (или электронной среды, имитирующей
Интернет) позволяет оценить умение школьников добывать информацию, проверять ее на достоверность и преобразовывать для решения
задачи (информационную компетентность). Коммуникативная компетенция оценивается в момент комментирования решений других участников,
во время работы в группе, презентации решения. Учебная компетентность оценивается по тому, как участники удерживают задачу,
могут осуществить оценку решения, соорганизовать и спланировать работу и так далее.
В основе оценивания лежит работа экспертов с оценочными листами. Специфика итоговой аттестационной процедуры по окончанию
школы состоит в том, что это не предметное, а предпрофессиональное испытание, что отражается в том, что:
- учащийся выбирает три фактора: сфера современной профессиональной деятельности (а не школьный предмет), вид деятельности
(адекватный профессиональной сфере), форма испытания (в соответствии с выбранной профессиональной сферой и видом деятельности);
- испытание поводится за пределами отдельной школы, носит межшкольный характер на уровне муниципалитета;
- в экзаменационные комиссии включаются представители разных профессиональных и гражданских сообществ в зависимости от выбранной
сферы деятельности;
- результат испытания учитывается при поступлении в вуз.
Соб.инф.
|