22 мая 2013 года в Улан-Удэ в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара
«Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной
на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Сибирского федерального
округа состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты работы групп, подведены итоги первого дня семинара.
В ходе пленарного заседания две группы детей из МАОУ СОШ №32 и МБОУ Гимназия №14 г.Улан-Удэ. По итогам презентации
детей и моделирования процедуры оценки участники семинара обсуждали назревшие проблемы формирования метапредметных результатов.
Если оценивать работы ребят с позиции - чему они обучались все 9 лет, то результат не является провальным и скорее всего участвующие
в эксперименте ребята ГИА по географии не сдадут на «отлично». Когда встала задача, собрать все знания и использовать
в непривычной ситуации дети растерялись. Это означает, что мы не учим детей использовать свои знания в ситуации неопределенности
– это первая фиксация. А во-вторых, когда потребовалось определить, что легче: контролировать себя или осуществлять
внешний контроль, дети выбрали внешний контроль – это показывает, что они «застряли» на уровне 4 класса
и последующие 5 лет работа на метапредметные результаты не велась. Мы не формируем способы действий, которые пригодятся за
пределами школы. В данном случае предметная составляющая задачи не была удержана. Коммуникация ребятами как продуктивное действие
не воспринимается. Необходимо продумать, что следует менять в старшей школе для получения позитивного результата, чтобы дети
смогли справиться с поставленной задачей, не реагируя на заложенные в ней «шумы». Понаблюдав за процессом и посмотрев
на продукт можно сделать серьезные выводы о том, что система образования выстроена так, что дети не обеспечиваются определенными
результатами.
В ходе обсуждения участники семинара сформулировали следующие проблемы:
- Нужно работать параллельно: реализация ФГОС и подготовка учителей. В связи с этим надо выстраивать систему повышения
квалификации и подготовки кадров, способных работать на метапредметные результаты, учителя должны уметь составлять такие задания.
С этой целью можно проводить обучающие семинары, на которых создастся и будет пополняться банк проектных задач. Учитель должен
видеть влияние способа организации работы на результаты.
- Громоздкая модель критериев оценки, надо вывести процедуру оценки в электронный формат.
- Следует обратить особое внимание на умение охватить задание полностью и распределить задачи между детьми.
- В своей работе дети показали, что не умеют работать в команде, не выявляют ключевые детали задания, хуже всего сформирована
учебная компетентность, дети не способны дочитать задачу и распределиться по ролям, действия контроля и оценки не сформированы,
смоделировать постановку задачи как действие для себя не в состоянии.
Анализируя проблемы проведенной апробации модели участники семинара решили, что:
- процедура проведения такого занятия актуальна и интересна для детей;
- нужна комплексная уровневая оценка, служащая как промежуточный мониторинг для корректирующих действий в последующем и
критерии оценок в каждой процедуре должны быть одинаковыми;
- самооценка должна быть по всем критериям, этот формат важен для основной школы;
- надо проектировать событие, в которое включена процедура как элемент, это может быть формат олимпиады по метапредметным
результатам и аттестации учителей в событийном режиме;
- с целью проведения повышения квалификации или аттестации педагогов можно проводить данную процедуру на стажировочной площадке;
- любой урок можно рассматривать как событие, в школе традиционного обучения предъявить технологическую цепочку без событийного
формата невозможно, событие – это способ, с помощью которого учитель осваивает азы развивающего обучения;
- задача на определение, насколько действия детей в группе продуктивны, каковы способность оценить друг друга, умение грамотно
распределять роли, будет решена, если коммуникация продуктивна;
- метапредметные результаты легко подвергнуть мутации, чтобы избежать этого, важно определить «точку энергетики»,
которая не позволит отвлечься от метапредметных результатов. Такой точкой является открытость, возможность включения родителей
в процедуру события, а также посторонних взрослых, признанных в своем деле профессионалами;
- массовое признание ценностей влечет к возникновению норм, необходимо расширять спектр участников.
Оюна Цыренова, аналитическая группа Республики Бурятия
|