Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание




22 мая 2013 года в Улан-Удэ в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Сибирского федерального округа состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты работы групп, подведены итоги первого дня семинара.

В ходе пленарного заседания две группы детей из МАОУ СОШ №32 и МБОУ Гимназия №14 г.Улан-Удэ. По итогам презентации детей и моделирования процедуры оценки участники семинара обсуждали назревшие проблемы формирования метапредметных результатов. Если оценивать работы ребят с позиции - чему они обучались все 9 лет, то результат не является провальным и скорее всего участвующие в эксперименте ребята ГИА по географии не сдадут на «отлично». Когда встала задача, собрать все знания и использовать в непривычной ситуации дети растерялись. Это означает, что мы не учим детей использовать свои знания в ситуации неопределенности – это первая фиксация. А во-вторых, когда потребовалось определить, что легче: контролировать себя или осуществлять внешний контроль, дети выбрали внешний контроль – это показывает, что они «застряли» на уровне 4 класса и последующие 5 лет работа на метапредметные результаты не велась. Мы не формируем способы действий, которые пригодятся за пределами школы. В данном случае предметная составляющая задачи не была удержана. Коммуникация ребятами как продуктивное действие не воспринимается. Необходимо продумать, что следует менять в старшей школе для получения позитивного результата, чтобы дети смогли справиться с поставленной задачей, не реагируя на заложенные в ней «шумы». Понаблюдав за процессом и посмотрев на продукт можно сделать серьезные выводы о том, что система образования выстроена так, что дети не обеспечиваются определенными результатами.

В ходе обсуждения участники семинара сформулировали следующие проблемы:

  • Нужно работать параллельно:  реализация ФГОС и подготовка учителей. В связи с этим надо выстраивать систему повышения квалификации и подготовки кадров, способных работать на метапредметные результаты, учителя должны уметь составлять такие задания. С этой целью можно проводить обучающие семинары, на которых создастся и будет пополняться банк проектных задач. Учитель должен видеть влияние способа организации работы на результаты.
  • Громоздкая модель критериев оценки, надо вывести процедуру оценки в электронный формат.
  • Следует обратить особое внимание на умение охватить задание полностью и распределить задачи между детьми.
  • В своей работе дети показали, что не умеют работать в команде, не выявляют ключевые детали задания, хуже всего сформирована учебная компетентность, дети не способны дочитать задачу и распределиться по ролям, действия контроля и оценки не сформированы, смоделировать постановку задачи как действие для себя не в состоянии.

Анализируя проблемы проведенной апробации модели участники семинара решили, что:

  • процедура проведения такого занятия актуальна и интересна для детей;
  • нужна комплексная уровневая оценка, служащая как промежуточный мониторинг для корректирующих действий в последующем и критерии оценок в каждой процедуре должны быть одинаковыми;
  • самооценка должна быть по всем критериям, этот формат важен для основной школы;
  • надо проектировать событие, в которое включена процедура как элемент, это может быть  формат олимпиады по метапредметным результатам и аттестации учителей в событийном режиме;
  • с целью проведения повышения квалификации или аттестации педагогов можно проводить данную процедуру на стажировочной площадке;
  • любой урок можно рассматривать как событие, в школе традиционного обучения предъявить технологическую цепочку без событийного формата невозможно, событие – это способ, с помощью которого учитель осваивает азы развивающего обучения;
  • задача на определение, насколько действия детей в группе продуктивны, каковы способность оценить друг друга, умение грамотно распределять роли, будет решена, если коммуникация продуктивна;
  • метапредметные результаты легко подвергнуть мутации, чтобы избежать этого, важно определить «точку энергетики», которая не позволит отвлечься от метапредметных результатов. Такой точкой является открытость, возможность включения родителей в процедуру события, а также посторонних взрослых, признанных в своем деле профессионалами;
  • массовое признание ценностей влечет к возникновению норм, необходимо расширять спектр участников.

Оюна Цыренова, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100