22 мая 2013 года в Улан-Удэ в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации
модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных
результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Сибирского федерального округа начала работу проектная
группа «Система оценки качества образования: школьный уровень». Координатор – Елена Ушакова, эксперт Института
проблем образовательной политики «Эврика».
Обсуждаемый сегодня формат итоговой аттестации выпускников предполагает прогностическую модель, которая обладает возможностью
более объективной оценки метапредметных результатов через систему оценочных экспертных листов.
В рамках работы группы проводилась апробация модели итогового события аттестационного мероприятия, в которой приняли участие
учащиеся МБОУ Гимназия №14 г.Улан-Удэ и МАОУ СОШ №32 г.Улан-Удэ. Елена Ушакова дала подробный инструктаж для учащихся
- для чего и с какой целью их здесь собрали, и в каких видах деятельности им предстоит пережить это событие.
Апробация проходила в виде ролевой игры. Участники были разделены на микрогруппы: учащихся 9-классов и экспертов-наблюдателей.
Выполнение заданий каждой командой проходило в несколько этапов:
- индивидуальная работа;
- работа в группах;
- представление результатов совместной работы.
Эксперты-наблюдатели оценивали работу по следующим метапредметным показателям:
- учебная грамотность (различение известного и неизвестного);
- коммуникативная грамотность (понимание текста задания как фрагмента письменной речи);
- информационная грамотность (оформление запроса с помощью компьютера).
Координатор группы Елена Ушакова объяснила учащимся цель их участия в семинаре и объяснила регламенты проведения процедуры
аттестации. На первом этапе моделирования ситуации учащиеся и учителя – участники семинара проанализировали экспертные
карты, ознакомились с параметрами оценивания. После этого все участники апробации были ознакомлены с текстом задания.
В качестве задачи для апробации была выбрана проектная задача, в основе которой лежит предметная задача по географии. В
этой задаче необходимо восстановить по заданным координатам и описаниям гипотетическую территорию. Кроме того, необходимо
было на данной территории разместить объекты жизнедеятельности людей таким образом, чтобы не нарушилась гармония между природой
и человеком. Пока учащиеся выполняли задание, учителя, исполнявшие роль экспертов – «оценщиков», наблюдали
за ходом работы и заполняли экспертные листы. После того, как учащиеся выполнили задание, они презентовали свое решение всем
участникам семинара. Оценивали решение задачи две комиссии: предметная комиссия, составленная из учителей – предметников
и комиссия экспертов, которая оценивала коммуникативные и презентационные навыки детей.
После процедуры апробации все участники группы проанализировали и внесли свои замечания как по поводу процедуры оценивания,
так и по поводу структуры и содержания оценочных листов. Была отмечена сложность и громоздкость процедуры оценивания, размытость
критериев оценивания. Кроме того, был поставлен вопрос о целесообразности оценивания итоговой процедуры, когда учащиеся презентуют
итоговый продукт: эксперты отметили невозможность оценить тех учащихся, которые не участвовали в презентации непосредственно.
Аналитическая группа Республики Бурятия
|