Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Романа Селюкова 

Доклад «Современные финансово-экономические механизмы реализации ФГОС» - Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




22 мая 2013 года в Улан-Удэ в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Сибирского федерального округа с докладом «Современные финансово-экономические механизмы реализации ФГОС» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Лекция Романа Селюкова была построена на сравнительной характеристике принципов финансирования системы российской образования во временной ретроспективе. В рамках проблемы финансового обеспечения реализации ФГОС были описаны разные технологические инструменты финансирования: типовые штаты, различные способы нормирования деятельности учителя, расчет финансирования содержания имущества.

Исходя из основного тезиса о том, что в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО система финансирования должна быть связана с образовательными результатами ступени, были выделены несколько основных вопросов: 

  • как перестроить норматив, исходя из необходимости обеспечения новых результатов основной образовательной программы?
  • как уйти от «часовой логики» формирования нормативов?
  • как должен меняться объем финансирования по ступеням образования?
  • различные виды деятельности и итоговые испытания – как это оплачивать в рамках урока?

Исходя их опыта реализации разных модельных методик НСОТ, реализуемых в регионах Российской Федерации, есть возможность оплаты внеурочной деятельности через включение в фонд оплаты труда разных видов деятельности педагога. В некоторых регионах увеличилась величина норматива финансирования в начальной школе для обеспечения введения 10 часов внеурочной деятельности. Если следовать этой логике, то идет оплата за дополнительную к учебным часам нагрузку педагога, что может привести к  бесконтрольному увеличиванию нагрузки на ученика. Вероятной возможностью выхода на другие способы решения данной проблемы является отход от часовой логики формирования норматива, когда за основу расчета берется не 18 часов нагрузки, а виды деятельности учителя, которые педагог должен осуществлять для получения результата, согласно образовательной программе.

Оценка качества образования в основной школе зависит от того, как будет обустраиваться образовательный процесс и как будет работать учитель. Работа учителя умощняется, должно стать больше педагогов, привлекаемых к образовательному процессу. Сегодня необходимо содержательно разграничить нормативы финансирования труда педагогов в начальной,  основной школе и старшей школе.

Чем должны отличаться ступени образования в плане объема финансирования? Выделяются три коэффициента:

  • соотношение учитель/ученик,
  • соотношение фонда оплаты труда основных работников к фонду оплаты труда  прочего персонала,
  • учебные расходы.

Требуемый результат образования ступени, специфика выстраивания образовательного процесса может являться основанием к обозначению данных коэффициентов по трем ступеням. Например, соотношение учитель – ученик, в основной школе 1/10 трактуется необходимостью включения в процесс разных дополнительных должностей (тьютор, к примеру) и спецификой работы с подростковой аудиторией, когда поле деятельности и само образовательное пространство расширяется по сравнению с начальной школой.

При обозначении данных коэффициентов по трем ступеням образования важно обозначить все основания для этого. Если раньше содержание образования равнялось содержанию обучения по учебным предметам, то сегодня ситуация в корне изменилась. В начальном образовании ключевым моментом является то, что содержание образования равняется сформированной учебной деятельности ребенка, «знаниевый» подход никто не отменял, однако ЗУНы являются тем материалом, на котором эта учебная деятельность базируется.

Эржени Будаева, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100