22 мая 2013 года в Улан-Удэ в рамках организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации модели
итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных результатов
образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Сибирского федерального округа с докладом «Современная
модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, в соответствии с новыми ФГОС» выступила
Елена Ушакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Ключевым понятием лекции стала вынесенная на всеобщее обсуждение прогностическая модель итоговой процедуры аттестации
выпускников общеобразовательной школы. Времени на обсуждение и внедрение вполне достаточно, чтобы разработать, подумать и
внести коррективы, так как еще есть несколько лет, пока школьники, учащиеся по ФГОС, подойдут к аттестации. Елена Ушакова
подчеркнула, что это несколько иной подход и иной формат итоговой аттестации, работающий, прежде всего, на выявление метапредметного
результата.
Не секрет, что сегодня всем уже стало понятно, что предлагаемые тестовые задания ЕГЭ и ГИА несколько «однобоки»
и «выявляют» только предметный результат. Образовательные результаты по ФГОС очень обширны и многообразны. Но
что с ними делать? Как этими средствами измерить коммуникативность, рефлексивность? Новая модель аттестации предполагает полное
внедрение и погружение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность – это минимизация средств и упрощение процедуры,
но без потери содержания, и с соблюдением максимальной объективности. Как понять что «происходит» у ребенка в
голове? Учитель, сидя рядом с ребенком и решая вместе с ним задачу, не всегда может понять: где, в какое время произошел «щелчок»
и задача решена! А если ребенок оказался в незнакомой группе, классе? Как здесь измерить уровень его коммуникативных компетентностей
– как он переведет коммунальный конфликт в содержательный, отказываясь от своих амбиций, внутренних «порогов»
и выйдет в нормальный формат общения?
Для оценки новых образовательных результатов предлагается использовать технологию независимых экспертных оценок в ходе
итогового события. Это событие носит индивидуально-групповой характер. Под событием имеется в виду форма реализации образовательной
деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и нереальной формы. Варианты формата итоговой аттестации:
- индивидуально (например, для аутентичных детей, которые в группе «не могут раскрыться») или в групповой форме;
- через задачи или через образовательные события (только через событие можно оценить навыки коммуникации;
- on-line (многое делается детьми в сети, но трудно отследить, что именно) или off-line.
Данная модель предполагается для следующих семи направлений предметных областей: филология; математика и информатика; естественнонаучные
предметы; общественно-научные предметы; искусство; технология; физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
В рассматриваемой модели предлагается внедрение трех типов задач.
- Учебно-исследовательская задача – процесс, явление, закономерность или факт, в описании которых содержится противоречие,
что предполагает осуществление учащимся самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, приводящей к восстановлению
связей, разрешению противоречий и собственно решению задачи.
- Проектная задача возникает тогда, когда необходимо получить результат в форме реального продукта, которого до решения
задачи в природе не существовало. Предполагаемый продукт должен обладать новизной и носить практический характер. Система
заданий (действий), из которых состоит проектная задача, соответствует основным этапам проектирования.
- Художественно-творческая задача - это процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения замысла
до его воплощения. Это особый (третий) тип задач, которые могут быть выполнены в ряде предметных областей («Филология»,
«Искусство» и «Технология»).
Ключевыми проблемами организации прогностической модели итоговой аттестации становятся: критерии оценивания и сам инструментарий
оценивания. И каковы параметры оценивания метапредметных результатов по отдельным этапам: 1) портфолио; 2) индивидуальная
работа; 3) групповой тур – этот вопрос будет обсуждаться в рамках семинара.
Работа с портфолио предполагает определение предметной области через предпрофильное испытание: учащийся представляет
многообразие результатов (олимпиады, соревнования, эскизы, чертежи, проекты, участие в событиях), где демонстрирует свою готовность
к следующей ступени аттестации.
Этап индивидуальной работы может выглядеть следующим образом: некий текст на экране компьютера. И нужно этот текст преобразовать
и выдать решение. Какие здесь могут быть параметры оценивания? Эксперты предлагают: учебную грамотность – через различение
известного и неизвестного; информационную грамотность – через оформление запроса, например, в поисковиках сети
Интернет; коммуникативную грамотность – через понимание текста как фрагмента письменной речи.
Этап группового тура может выглядеть следующим образом: учащиеся вместе решают задачу, оформляют готовый продукт, готовят
презентацию. Тур оценивается экспертами с помощью экспертных листов, на протяжении всего времени работы группы.
Евгения Бадмаева, аналитическая группа Республики Бурятия
|