Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Елены Ушаковой 

Доклад «Современная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, в соответствии с новыми ФГОС», Е.Г. Ушакова, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




22 мая 2013 года в Улан-Удэ в рамках организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Сибирского федерального округа с докладом «Современная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, в соответствии с новыми ФГОС» выступила Елена Ушакова, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Ключевым понятием лекции стала вынесенная на всеобщее обсуждение  прогностическая модель итоговой процедуры аттестации выпускников общеобразовательной школы. Времени на обсуждение и внедрение вполне достаточно, чтобы разработать, подумать и внести коррективы, так как еще есть несколько лет, пока школьники, учащиеся по ФГОС, подойдут к аттестации. Елена Ушакова подчеркнула, что это несколько иной подход и иной формат итоговой аттестации, работающий, прежде всего, на выявление метапредметного результата.

Не секрет, что сегодня всем уже стало понятно, что предлагаемые тестовые задания ЕГЭ и ГИА несколько «однобоки» и «выявляют» только предметный результат. Образовательные результаты по ФГОС очень обширны и многообразны. Но что с ними делать? Как этими средствами измерить коммуникативность, рефлексивность? Новая модель аттестации предполагает полное внедрение и погружение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность – это минимизация средств и упрощение процедуры, но без потери содержания, и с соблюдением максимальной объективности. Как понять что «происходит» у ребенка в голове? Учитель, сидя рядом с ребенком и решая вместе с ним задачу, не всегда может понять: где, в какое время произошел «щелчок» и задача решена! А если ребенок оказался в незнакомой группе, классе? Как здесь измерить уровень его коммуникативных компетентностей – как он переведет коммунальный конфликт в содержательный, отказываясь от своих амбиций, внутренних «порогов» и выйдет в нормальный формат общения?

Для оценки новых образовательных результатов предлагается использовать технологию независимых экспертных оценок в ходе итогового события. Это событие носит индивидуально-групповой характер. Под событием имеется в виду форма реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и нереальной формы. Варианты формата итоговой аттестации:

  1. индивидуально (например, для аутентичных детей, которые в группе «не могут раскрыться») или в групповой форме;
  2. через задачи или через образовательные события (только через событие можно оценить навыки коммуникации;
  3. on-line (многое делается детьми в сети, но трудно отследить, что именно) или off-line.

Данная модель предполагается для следующих семи направлений предметных областей: филология; математика и информатика; естественнонаучные предметы; общественно-научные предметы; искусство; технология; физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.

В рассматриваемой модели предлагается внедрение трех типов задач.

  • Учебно-исследовательская задача – процесс, явление, закономерность или факт, в описании которых содержится противоречие, что предполагает осуществление учащимся самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, приводящей к восстановлению связей, разрешению противоречий и собственно решению задачи.
  • Проектная задача возникает тогда, когда необходимо получить результат в форме реального продукта, которого до решения задачи в природе не существовало. Предполагаемый продукт должен обладать новизной и носить практический характер. Система заданий (действий), из которых состоит проектная задача, соответствует основным этапам проектирования.
  • Художественно-творческая задача - это процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения  замысла до его воплощения. Это особый (третий)  тип задач, которые могут быть выполнены  в ряде предметных областей («Филология», «Искусство» и «Технология»).

Ключевыми проблемами организации прогностической модели итоговой аттестации становятся: критерии оценивания и сам инструментарий оценивания. И каковы параметры оценивания метапредметных результатов по отдельным этапам: 1) портфолио; 2) индивидуальная работа; 3) групповой тур – этот вопрос будет обсуждаться в рамках семинара.

Работа с портфолио предполагает определение предметной области через предпрофильное испытание:  учащийся  представляет многообразие результатов (олимпиады, соревнования, эскизы, чертежи, проекты, участие в событиях), где демонстрирует свою готовность к следующей ступени аттестации.

Этап индивидуальной работы может выглядеть следующим образом: некий текст на экране компьютера. И нужно этот текст преобразовать и выдать решение. Какие здесь могут быть параметры оценивания? Эксперты предлагают: учебную грамотность – через различение известного и неизвестного; информационную  грамотность – через оформление запроса, например, в поисковиках сети Интернет; коммуникативную грамотность – через понимание текста как фрагмента письменной речи.

Этап группового тура может выглядеть следующим образом: учащиеся вместе решают задачу, оформляют готовый продукт, готовят презентацию. Тур оценивается экспертами с помощью экспертных листов, на протяжении всего времени работы группы.

Евгения Бадмаева, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100