Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Алдара Дамдинова 

Доклад «Современные представления о модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах» – представитель регионального органа управления образованием.




22 мая 2013 года в Улан-Удэ в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Сибирского федерального округа с докладом «Модель государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений в 9-х и 11-х классах в Республике Бурятия» выступил Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия.

Алдар Дамдинов подчеркнул, что главным импульсом развития качества общего образования должна стать конкурентная среда, способная  обеспечить высокое качество услуги образования, независимо от места проживания учащихся. В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности, в настоящее время продолжается отработка модели новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений. Ведётся работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов.

Республика Бурятия принимает участие в апробации механизмов независимой оценки качества образования на ступени основного общего образования более 5-ти лет. С целью обеспечения проведения ГИА в Республике разработан пакет региональных нормативно-правовых документов, которые регламентируют общий порядок проведения итоговой аттестации. Разработана организационно-технологическая схема проведения государственной (итоговой) аттестации, которая адаптирована к географическим условиям региона. Ежегодно такая схема корректируется, уточняется и утверждается нормативными документами.

Министерством образования и науки Республики Бурятия скоординирована деятельность муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам проведения государственной (итоговой) аттестации. Роль государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов с использованием механизмов независимой оценки качества образования на сегодняшний день видится не только как контрольная процедура, но и как услуга, которая может помочь ученику проектировать свое дальнейшее обучение. Такая форма аттестации более объективно и дифференцировано позволяет оценить качество предметной грамотности, а не сформированность у выпускников основной школы ключевых компетентностей.

Мониторинг выбора предметов участников ЕГЭ свидетельствует о том, что на протяжении трех лет остается устойчивым интерес участников ЕГЭ к обществознанию, истории, биологии. Причем анализ по районам показывает, что есть еще учителя, которые откровенно отговаривают выпускников от сдачи «непродуктивных» по результативности экзаменов. Наименьшее количество участников ЕГЭ ежегодно выбирают по географии, литературе, информатике.

Согласно принятой на международном уровне классификации оценочных процедур, ЕГЭ относится к национальным экзаменам, совмещает в себе выпускной экзамен из средней общеобразовательной школы и вступительный в учреждения профессионального образования. ЕГЭ – это основная форма итоговой аттестации, в 2009 году ЕГЭ вступил в штатный режим. Введение ЕГЭ в штатный режим позволило не только повысить объективность оценки образовательных достижений выпускников (проверяет не тот кто учит), но и способствует решению таких социальных задач, которые связаны с созданием равных возможностей на получение высшего профессионального образования гражданам страны вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи.

Однако, сложившаяся на протяжении десятилетия система ЕГЭ имеет отрицательные стороны. Система подготовки к ЕГЭ свела «на нет» креативность образования, особенно в старшей школе, где очень трудно найти временной ресурс для проектной деятельности старшеклассников, для индивидуальных исследовательских проектов, выстраивания и реализации маршрута для способных и одаренных детей, потому как сложилась система «натаскивания» на предмет путем наработки решений различных тестов и заданий КИМ. Все это ограничивает применение проектных технологий и развитие мыслительной деятельности обучающихся и снижает у обучающихся уровень компетенций, связанных со способностью анализировать, сравнивать и обобщать. В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и креативное начало. Большое нарекание вызывают предметы гуманитарного цикла, которые сдаются в форме тестов. Предложенная часть «С» не дает возможности проявить предметные знания, а сам тест очень утрирует знания по предмету. 

Назрела реальная необходимость менять подходы к итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах.

Старшая  школа является  особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию  социально адаптированной личности, а с другой стороны, реально  происходит (в силу достижения соответствующего  возраста) социальное, профессиональное и гражданское  самоопределение молодежи. В связи с этим на переходном этапе  образования (от подростковой к старшей школе) необходимо сосредоточить  учащихся на осмыслении  индивидуального ответственного  действия, действия по выбору и проектированию  индивидуальных  учебных планов и образовательных программ для заключительного этапа школьного  образования. А для этого  необходимо провести стартовую диагностику  готовности старшеклассников к обучению в профильной старшей школы, как альтернативу итоговой аттестации выпускников 9-х классов в форме ГИА. В состав  теста  должны входить  задания не только на оценку предметной грамотности, но и задания на оценку  сформированности у выпускников основной школы ключевых компетентностей (учебной, информационной, коммуникационной, решения проблем)

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100