14 мая 2013 года в рамках очной установочной сессии курсов повышения квалификации
для работников дошкольных образовательных учреждений и работников общего образования на ступени начального общего образования
по программе «Управление проектами» состоялась лекция заместитель директора Института проблем образовательной
политики «Эврика» Натальи Шадриной на тему «ФГОС дошкольного образования: проектные задачи».
В рамках лекции были проанализированы основные риски, связанные с разработкой и дальнейшим принятием федерального государственного
образовательного стандарта для ступени дошкольного образования. Риски, по мнению докладчика, связаны с решением первоочередных
задач дошкольного образования, таких как:
- Достижение средней заработной платы педагогического работника дошкольного образования до значения средней заработной платы
по общему образованию в субъекте РФ;
- Развитие материально-технической базы детского сада.
А также с определенным сложившимся положением вещей в системе образования в дошкольном звене, например:
- Разделение услуги на реализацию ООП и уход и присмотр;
- Педагогические и руководящие кадры в системе дошкольного образования.
Наталья Шадрина отметила принципиальное отличие стандарта дошкольной ступени от остальных стандартов, которое состоит в
«недопустимости описания образовательных результатов в виде детских умений и качеств». Авторы Стандарта попытались
таким образом оградить дошкольников от оценочных процедур, мониторингов школьного типа, тестирования.
Стандарт устанавливает требования:
- к условиям реализации Программы, (включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к
предметно-пространственной развивающей среде);
- к структуре Программы,
- к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Далее Наталья Шадрина подробно остановилась на характеристиках предметно-пространственной развивающей среды дошкольной
образовательной организации:
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным и психофизиологическим возможностям детей и содержанию Программы.
- Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
- Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм.
- Вариативность среды;
- Доступность среды;
- Трансформируемость среды.
Описание среды должно быть максимально детализировано и стать основанием для расчета финансового норматива на реализацию
ООП.
В заключение лекции были проанализированы финансово-экономические механизмы реализации ФГОС дошкольного образования.
Соб. инф.
|