16 мая 2013 года в Пензе в рамках проблемного организационно-деятельностного
семинара «Результаты апробации модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах,
ориентированной на оценку метапредметных результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» для регионов Приволжского
федерального округа с докладом «Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на
современные результаты образования» (часть 2) выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем
образовательной политики «Эврика».
Роман Селюков в начале своего доклада отметил, что произошла смена содержания образования. На данный момент содержание
образования не равно содержанию предметов. Если ранее содержание образования сводилось к обучению только в рамках предметов,
то сегодня с введением новых стандартов учебный материал стал материалом, на котором происходит становление деятельности.
Роман Селюков зафиксировал состояние кризиса системы образования, связанного с несформированностью на сегодняшний день
системы оценки качества общего образования:
- Отсутствие сквозного видения (через все уровни образования) всего спектра образовательных результатов.
- Ориентация инструментов оценивания результатов образования исключительно на диагностику знаний. Умений и навыков.
- Отсутствие механизмов оценки качества образования через фиксацию индивидуального прогресса.
- Оценка качества образования не становится инструментом развития качества образования.
- Неполная связанность современных представлений о качестве образования с с финансово-экономическими механизмами в сфере
образования.
- Запаздывание технологического оснащения оценочного инструментария в условиях развития ИКТ технологий.
Далее в своем докладе Роман Селюков выделил ключевые принципы системы оценки качества образования.
Все ключевые принципы разбиты на три блока:
- Учебная компетентность
- Коммуникативная компетентность
- Информационная компетентность
На каждой ступени общего образования каждый из блоков имеет свои особенности и специфику. Эксперт отметил, что нормировать
систему оценки качества можно через разработку и соответствие следующим требованиям:
- требования к системе оценки качества образования на региональном и школьном уровне;
- требования к инструментам оценки качества;
- требования к экспертам, осуществляющим процедуру оценки.
Ольга Гальцова, Лариса Разуваева, аналитическая группа Пензенской области
|