15 мая 2013 года в Пензе в рамках проблемного организационно-деятельностного семинара «Результаты апробации
модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, ориентированной на оценку метапредметных
результатов образования в соответствии с новыми ФГОС» состоялась лекция эксперта Института проблем образовательной политики
«Эврика» Владимира Бацына «Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной
на современные результаты образования».
В начале выступления Владимир Бацын тезисно раскрыл основные понятия и явления, связанные с модернизацией системы образования:
понятие и признаки информационной цивилизации, вопросы становления субъектности участников образовательного процесса, характеристики
образования как принципиально незавершенного явления, представления о «новом» преподавателе, цели и задачи образования.
Затем лектор заострил внимание на том, что объективная цель образования – развитие человеческого потенциала, субъективная
цель – сознательное развитие человеком собственных способностей к эффективному применению этого потенциала. Задача школы
и учителя в этом контексте – соединить эти цели в совместной деятельности.
По словам Владимира Бацына, «мотивация, интерес, склонность» рассматриваются как ключевой и наиболее дорогой
ресурс - результат образования (с учетом многообразия его форм и содержания). По мнению лектора, задача школы состоит в том,
чтобы привести ученика к пониманию, в каких областях деятельности он компетентен, «в какой области он лидер, в какой
ситуации может пережить триумф». Обсуждая понятие индивидуальной образовательной траектории, лектор отметил, что образовательная
программа школы (ООП ОУ) должна подстраиваться под каждого учащегося.
Принципиальные отличия новой модели
школы информационного общества:
- культура усвоения замещается культурой
поиска, дискуссии;
- жесткие рамки формальной системы
образования размываются;
- преподаватель теряет монополию
на оценку результатов учащегося;
- необходимость получения образования
в течение всей жизни (общее образование не имеет конца, полное общее образование - условность);
- ядро карьеры - образование, а
не накопленный авторитет и жизненный опыт, неактуальный в новых условиях.
В продолжение лекции зашла речь об образовательном событии и его характеристиках. Согласно докладчику, образовательное
событие – это «преодоление человеком определенных границ как практических, связанных с осуществлением нового действия,
так и границ в мышлении». Задача школы – предугадать, что предложить ребенку, чтобы у него случилось образовательное
событие. В связи с этим правомерен вопрос: «Урок – это образовательное событие?».
В заключении лектор подчеркнул место и роль образовательного события в образовательной программе общеобразовательного учреждения,
обозначил способы создания событийного пространства.
Аналитическая группа Пензенской области
|