Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард-2013"> Группа 2. Новые финансово-экономические модели в образовании

Группа 2. Новые финансово-экономические модели в образовании




28 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013», в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)», продолжила работу проектная группа «Новые финансово-экономические модели в образовании». Координатор – первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков.

В рамках работы группы рассматривались финансово-экономические механизмы с точки зрения их влияния на качество образования.

Рассматривая механизм нормативно-подушевого финансирования участники работы группы зафиксировали основное требование к нормативному акту по НПФ: явное обозначение параметров реальной деятельности школы и педагогов в соответствии с требованиями ФГОС.

В частности, предложено при разработке методики расчета норматива финансирования образовательного учреждения учитывать следующие требования:

  • отход от часов учебного плана при расчете норматива. Учитывая, что зарплата учителя в соответствии с новым законом об образовании должна быть не ниже средней зарплаты в регионе было предложено в основу расчета норматива положить не БУП и размеры базовых окладов, а размер средней зарплаты в регионе. В этом случае при повышении зарплаты в регионе норматив будет повышаться автоматически;
  • учет параметров, обеспечивающих эффективность расходования средств в сфере образования: соотношение количества учителей и учеников, соотношение фондов оплаты труда основных работников и фонда оплаты труда остальных работников общеобразовательного учреждения. Это позволит внятно определить целевые параметры развития сети образовательных учреждений;
  • учет соотношения базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда 80 на 20 (или 70 на 30) процентов. Для этого необходимо применить к средней зарплате в регионе, которая будет лежать в основе расчета норматива финансирования образовательного учреждения, коэффициенты, учитывающие долю базовой части ФОТ учреждения, долю стимулирующей части ФОТ в регионе. Таким образом, будет изначально реализована идея достаточности средств на выплату базовых окладов педагогам в соответствии с ПКГ при сохранении гарантированной доли средств на стимулирующие выплаты;
  • необходимо учитывать и особенности программ в образовательном учреждении. Для этого по ступеням общего образования можно варьировать соотношения количества учителей и учащихся, а также соотношение ФОТ учителей и прочих работников. В частности, в подростковой школе необходимо учесть обязательность пространств выбора для подростков, что обеспечивается максимальной вариативностью в реализации ООП и необходимость в кадрах, обеспечивающих эту вариативность.

Обсуждая требования к институтам, регулирующим СОТ в образовательном учреждении, участники группы вышли на модель эффективного контракта в школе. Выделены три составляющие этой модели:

  1. уровень зарплат основных работников не ниже средней зарплаты в регионе. Это, в частности, означает, что учителю должен быть обеспечен размер зарплаты не ниже, чем в среднем по региону. Такое условие должно быть вставлено как обязательное в контракт учредителя с директором школы;
  2. обеспечение зависимости размера зарплаты учителя от количества и качества труда этого учителя. Это означает, что для соблюдения этого требования простой дифференциации количества труда учителя явно недостаточно учитывать только часовую нагрузку учителя. Необходимо помимо нее учитывать также интенсивность труда учителя (количество учащихся в классе), неаудиторную занятость учителя;
  3. обеспечение связи показателей эффективности реализации муниципального задания образовательного учреждения и показателей качества труда учителя.

Последнее требование возможно соблюсти при смене подхода к формированию показателей для оценки качества реализации муниципального задания. Необходимо при разработке этих показателей учитывать, что этот показатель можно приложить к каждому учащемуся. В этом смысле показатель «Доля школьников, сдавших ЕГЭ по обязательным предметам не ниже 95%» не подходит, так как фактически он означает, что 5% детей в соответствии с заданием должны быть неподготовлены к сдаче ЕГЭ. В альтернативу был предложен пример подходящего показателя «Доля предметных результатов учащегося, сформированных на функциональном уровне – не ниже 40%».

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100