28 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013»,
в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных
инновационных площадок (ФИП)», состоялись мастер-классы ФИП, которые провели МБОУ СОШ «Эврика-развитие»
(г.Ростов-на-Дону); МБОУ Гимназия №56 (г.Ижевск); Музыкально-эстетический лицей им.А.Г.Шнитке (г.Энгельс)
Разработка и внедрение в образовательную практику модели интегрированной креативной среды (далее - ИКС) как условия
развития личности школьников обусловлено социальным заказом современного общества на воспитание личности созидателя,
способной жить в поликультурном мире.
Созданная ИКС отвечает запросам времени на реализацию полифункциональных, межпредметных, комплексных связей в образовании
и основана на принципах открытости, нелинейности, синергийности. Лицей как пассионарная система гармоничного типа отражает
энергетический заряд образовательного учреждения, направленный на формирование культурно-образовательного капитала. Основными
направлениями интеграции являются
- фундаментальная интеграция как объединение предпрофессионального музыкально-эстетического образования и общего образования;
- пространственная интеграция как интеграция обучения, воспитания и развития через организацию образовательной ситуации,
в которой ключевое место занимают учебные занятия и события;
- интеграция на уровне содержания как система, включающая межпредметную интеграцию, интеграцию урочной и внеурочной
деятельности, интеграцию научных практик и образовательного процесса;
- интеграция на уровне технологий, опирающуюся на:
- Авторскую интерпретацию современных образовательных технологий с выходом на философско-эстетическую ориентацию и творческую
рефлексию;
- Разработку системы интегрированных уроков по авторской модуляционной технологии;
- Методологию концертной педагогики, совмещающей концертно-сценические формы и образовательные практики.
- интеграцию на уровне субъектов, итогом которой является переход от гетерогенных групп (предзаданных классно-урочной системой)
к гомогенным структурам (объединенных общими интересами): студии, детская филармония, художественная галерея, музей А.Шнитке
и др.
Представленную многомерную модель, построенную в соответствии с принципами системно-синергетического подхода, и включающую
целевой, мотивационный, содержательный, операциональный, оценочный и контрольный блоки, отличают вертикальные оси, отражающие
соединение в ней рациональных и иррациональных основ. Вертикальные оси отражают феномены, возникающие в креативной среде и,
подобно «скрепам», соединяющие направления интеграции. Такими феноменальными явлениями становятся:
- Единая организация и интенсификация потока познания;
- Организация единого творческого пространства;
- Пассионарная созидательность субъектов образовательного процесса;
- Акмеологическое расширение возможностей и др.
Кроме того, сквозь все уровни интеграции проходят виды деятельности лицея, органически вписанные в ИКС:
- Социокультурные практики;
- Научно-исследовательская деятельность в лицее;
- Индивидуальный образовательный маршрут.
Практика работы в лицее показывает, что результативность ИКС выражена:
- в приобретении детьми метазнаний, позволяющих отражать окружающий мир в системе, актуализирующей ресурсные возможности
ребенка;
- в изменении отношения к поликультурному миру в направлении принятия и взаимообогащения;
- в формировании личности созидателя, творца, приобретающей, сохраняющей, аккумулирующей и транслирующей культурные ценности
и создающей авторские социальные, психологические и духовные продукты;
- в высоком уровне обученности, воспитанности, развитости и социокультурной зрелости, отраженных в результатах образования,
поступлении в вузы и трансляции творческих начал в социум.
Соб.инф.
|