28 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика
– Авангард-2013», в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов
деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)», с докладом «Модели и механизмы введения эффективного
контракта» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»
Роман Селюков.
Роман Селюков подчеркнул, что эффективный контракт в системе образования необходимо рассматривать с позиции управленческой
рамки, в которой эта конструкция возникает. Предельно общая рамка – повышение эффективности бюджетных расходов. В этом
смысле слово «эффективность» связано с образовательными эффектами слабо. Слово «эффективность»
в этой смысловой конструкцией связано с эффективностью расходования бюджетных средств. Фактически государство хочет знать,
насколько деньги, вкладываемые в образование в рамках мероприятий, связанных с повышением заработных плат бюджетников, оборачиваются
результатами, превышающими (улучшающими) прежние результаты.
Повышение эффективности – это управление баланса двух параметров: затраты и результаты(эффекты). Эффективность
может достигаться четырьмя способами:
- при неизменности ресурсов результаты становятся лучше по количественным признакам;
- при неизменности ресурсов результаты становятся лучше по качественным признакам;
- при неизменности результатов по количественным и (или) качественным признаком сокращается количество ресурсов;
- темпы наращивания количественных и качественных параметров результата деятельности превышают темпы увеличения ресурсов.
Все четыре способа имеют границы применимости. В определенный момент эффективность возникает на границе оптимального баланса
затрат и результатов. В случае запредельного наращивания требований к результатам при неизменности ресурсов происходит падение
престижа профессии и массовый уход из профессии, что и произошло в 90-ые и начале 2000-ых годов в нашей стране.
Модель эффективного контракта должна выстраиваться с учетом этих замечаний. Нельзя содержательно переоценивать задачи,
задаваемые рамками федеральных управленческих проектов. Чаще всего, задачи там бессодержательны. А содержательные задачи
может поставить само педагогическое сообщество.
Роман Селюков отметил, что эффективный контракт - это Положение о системе оплаты труда в конкретной образовательной организации.
В этом положении нам важно наладить все так, чтобы повысилась эффективность работы педагога с точки зрения получения им максимальных
результатов с минимальными внутренними затратами. А это уже вопрос смены технологии работы педагога. В таком случае необходимы
экономические механизмы, которые позволят стимулировать внутреннюю работу педагога.
Иван Трифонов
|