Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард-2013"> Панельная дискуссия «Перспективы развития муниципального образования»

Панельная дискуссия «Перспективы развития муниципального образования»







28 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013» состоялась панельная дискуссия «Перспективы развития муниципального образования». В дискуссии приняли участие: Александр Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»,  Ульяна Афанасьева (председатель Комитета по образованию Администрации г.Улан-Уде, Сардана Татаринова, начальник Управления образования г.Якутска, Анна Пустошкина, начальник Отдела образования Ворошиловского района города Ростова-на-Дону, Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики», Сергей Степанов, начальник отдела образовательной политики Сочинского центра развития образования. 

В начале панельной дискуссии Александр Адамский обозначил основную задачу, стоящую перед участниками – необходимо понять зону ближайшего развития и проектный шаг муниципальной системы образования по отношению к трем позициям: формированию муниципального задания, развитию дошкольного образования, выстраиванию кадровой политики.

Ульяна Афанасьева отметила, что в настоящее время необходимо создание доступного качественного образования на основании индивидуализации образования в массовой школе. В качестве механизмов индивидуализации должны выступать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка и избыточная электронная образовательная среда. Миссия муниципалитета (как субъекта образовательной политики), обеспечить условия для индивидуализации, и здесь одной из ключевых задач является разработка и внедрение новых финансовых механизмов – изменение принципов формирования муниципального задания и расчета норматива. Данные механизмы должны обеспечить школе относительную свободу в выстраивании траектории собственного развития, ведь «свобода школы – главное условие для развития свободной личности».

При этом, следуя логике Сарданы Татариновой, многие муниципальные услуги централизованы на уровне администрации, и не предполагают свободы в выборе определения приоритетов развития местного сообщества. Исходя из существующих на сегодняшний день реалий, муниципальные органы управления (в подавляющем количестве случаев) являются одним из уровней государственного управления, и возникают сложности по поводу формирования собственной позиции отношению к образовательной проблематике.

Муниципалитет не выступает в качестве автора институциональных норм, а является исполнителем норм регионального и федерального уровня. Впрочем, возможность активного включения в образовательную политику есть, и она касается в первую очередь формирования муниципального норматива, который становится  предметом договора, соотнесения интересов местного сообщества и требований регионального управления образованием. В г.Якутске при формировании бюджета на 2014 год планируется отработать прозрачную модель формирования и исполнения муниципального задания.

Александр Адамский предложил зафиксировать, что именно ситуация с формальным удержанием прав учредителя за муниципалитетом, при отсутствии реальной ответственности за деятельность перед гражданами, мешает муниципалитету стать активным игроком в образовательной политике.

Сергей Степанов отметил, что в муниципальном задании необходимо учитывать как показатели федерального уровня (зафиксированные во ФГОС), так и показатели, учитывающие специфику конкретного муниципалитета. В случае увязки муниципального задания со стратегическими целями развития муниципалитета, школа становится одним из субъектов развития местного сообщества. При этом возможно доводить через муниципальное задание средства не только на исполнение образовательной услуги, но и на выполнение других муниципальных работ (мероприятий, реализуемых в рамках программы развития муниципалитета).  

По мнению Анны Пустошкиной, муниципалитет, даже будучи относительно несамостоятельной единицей в управлении образованием, играет достаточно важную роль при форс-мажорных обстоятельствах. Например, в случае закрытия школ, именно муниципалитет организует переговорную площадку для представителей общества и государства, для поиска и определения наиболее приемлемых вариантов разрешения проблемы.

Следуя логике Алексея Воронцова, задача муниципалитета (особенно, небольшого) – выстраивание содержательных горизонтальных связей между образовательными учреждениями. При этом меняется логика финансирования – финансируется не конкретная школа, а образовательная программа муниципалитета, состоящая из наборов уникальных, непересекающихся, взаимодополняемых образовательных программ школ.  Таким образом, внутри муниципалитета школы перестают конкурировать между собой, выстраивая условия для выстраивания индивидуальной образовательной программы каждого ребенка.    

Исак Фрумин подчеркнул, что финансово-экономическая проблематика муниципалитета не должна заслонять содержательную – проблему социального равенства образования, появления содержательных целей по отношению к детям, семьям, т.е. создания максимально насыщенной муниципальной образовательной среды.

Подводя итоги дискуссии, Александр Адамский сформулировал вопрос: «Может ли муниципалитет стать инфраструктурой гражданского волеизъявления?», ответ на который зависит от успешности реализации инновационных проектов на муниципальном уровне. 

Сергей Горохов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100