Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард-2013"> Лекция «Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в образовании» (часть 2)

Лекция «Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в образовании» (часть 2)




28 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013», в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)», с продолжением доклада «Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в образовании» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Александр Адамский подчеркнул, что образовательная политика вторична по отношению к социально-экономическим процессам, происходящим в обществе. Система образования всегда остается потребителем. Поэтому вектор инновационного движения должен быть задан анализом грядущих изменений в основных сферах жизни, необходим прогноз на ближайшие годы. В связи с этим, инновационные проекты, реализуемые сегодня, в своей перспективе должны развиваться в институт, становиться набором правил и норм, обязательных для всех. Ключевое противоречие здесь в том, что обязательность для всех означает всеобщность.  

В образовательной политике есть проблема видо-обобщения. В этом смысле, управление через инновации - эффективный механизм институционального закрепления обобщений.  Следующее противоречие состоит в том, что стремление сделать норму прямым указанием к деятельности обречено на провал. Потому что норма становится ограничением. В связи с этим проектирование нормы - дно из ключевых направлений инновационной деятельности сегодня.

Наиболее часто используемым способом обобщения как нормирования является выбор одного из всех возможных вариантов, или даже их  синтезирование. Однако этот способ не всегда применим, потому что образно выражаясь, невозможно смешивать технологии Монтессори и Пиаже. Основным механизмом минимизации рисков модернизации является выращивание норм инновационной деятельности и институциональная поддержка инноваций. 

Эффективным способом построения институтов является построение пространства рефлексии, когда в процессе диалога возникает обобщенное нечто. Норма является результатом рефлексии деятельности. Но в ряде случаев создатель нормы может не осознавать, что его деятельность образует норму. Именно рефлексия и позволяет выявить норму.

Следующий тезис касается того, что результатом инновационного образовательного проекта становится инновационное поведение, способность эффективно действовать в ситуации неопределенности. Вопрос образовательной политики - институционализация эффективных способов управления инновационной деятельностью. В этой связи одной из ключевых проблем является определение того, каким должен быть этот институт, как и кем задаются нормы. 

Мы находимся в ситуации, когда есть сети со своими нормами, разные уровни власти (муниципальные, региональные) со своими нормами, при этом на уровне федерации - управление ручное. Ручное управление лишает норму смысла как обобщения, и превращает ее жесткое ограничение. Этот вопрос мы должны решить прежде всего.

Наталья Цырендашиева 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100