27 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013»,
в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных
инновационных площадок (ФИП)», начала работу проектная группа «Новое качество и результативность образования».
Координаторы - Анастасия Белолуцкая, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»
и Владимир Бацын, начальник отдела региональной образовательной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».
Обсуждение в группе было посвящено прояснению того, что может выступать в качестве результата деятельности Федеральной
инновационной площадки. Надежда Лихошерст, педагог структурного подразделения школы № 1133 ЭУК «Школа развития»
представила модель инновационной деятельности, продуктом которой стала разработка школьной системы оценки качества образования.
Для разработчиков инновационной модели оценки в системе развивающего обучения результатом выступает развертывание учеником
своей образовательной программы. Центральное место в деятельности ЭУК «Школа развития» занимают сквозные образовательные
результаты:
- образовательная самостоятельность,
- образовательная инициатива,
- образовательная ответственность.
Проведенный анализ показал, что инициатором оценочный процедур чаще оказываются педагоги. Алексей Воронцов объяснил это
тем, что приоритетным является формирующее оценивание, которое инициируется учителем.
Оценка осуществляется на трех уровнях:
- ученический уровень (самооценка собственных учебных действий, запрос на экспертную оценку взрослого);
- педагогический уровень (формирующее оценивание, оценка индивидуального прогресса);
- административный уровень (оценка стартовых возможностей, оценка итоговых результатов, оценка учебных рабочих программ).
Предмет оценки различается в зависимости от типа результатов. На предметном уровне осуществляется установление актуального
уровня, оцениваются перспективные возможности учащегося (стартовые работы). Определяются «точечные» проблемы и
трудности в изучаемой теме (диагностические работы). На метапредметном уровне оценивается умение задавать, формулировать «умные
вопросы по содержанию» (групповые консультации); изучаются способы проектирования и взаимодействия внутри малой группы
при работе над проектом. В области личностных результатов оценивается самосознание, ответственность и дисциплина (групповые
мастерские); ответственность учащихся за свое образование (прогностические оценки).
Подводя итоги работы группы Владимир Бацын сформулировал два тезиса:
- Любая деятельность, связанная с инноватикой, не может внезапно возникнуть в школе. Она должна вырасти за счет разрешения
противоречия между тем, что существует в настоящее время и образом идеального будущего.
- Необходимо прежде всего надо понимать, какие результаты вы хотите получить в итоге реализации инновационной деятельности.
В чем состоит замысел? Что должно возникнуть? Какой продукт будет создан?
Елена Воробьева
|