27 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013»,
в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных
инновационных площадок (ФИП)», начала работу проектная группа «Управление развитием образования». Координатор
– директор Института проблем образовательной политики «Эврика» Алла Антонова.
В начале работы группы Алла Антонова предложила участникам проанализировать проект «Направления деятельности сети
ФИП на 2013-2014 года», оценив, какие направления являются приоритетными в ближайшей перспективе, и каких не хватает
в представленном перечне.
Участниками были предложены следующие направления, которые необходимо внести в качестве приоритетных на 2013-2014 годы:
- разработка модели саморегулирующейся организации, для осуществления профессионально-общественной экспертизы качества образования;
- разработка модели многофункциональных центров развития образования;
- разработка модели финансово-экономических механизмов управления нетиповой организации;
- разработка модели обеспечения индивидуализации обучения и управления индивидуальными образовательными программами;
- разработка моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций (в том числе различного уровня).
Участниками было отмечено, что новый подход в определении направления (не по обобщенным трендам – например, новые
финансово-экономические механизмы в образовании, управление образованием и т.д.), а в соответствии с уровнями образования,
более четко проявил актуальную проблематику для проектирования. Но если проект объединяет несколько уровней (например, уровень
дошкольного и школьного образования), то сложно определиться, найти себя, в предъявленном перечне.
Далее участники группы предъявили собственные проекты, которые находятся либо на стадии разработки, либо в процессе реализации,
и соотнесли заявленные в них цели с предложенными приоритетами образовательной политики РФ. В частности, были рассмотрены
модели тьюторского сопровождения инклюзивного образования (Института развития образования Иркутской области), проект создания
условий для формирования личностных и метапредметных результатов (лицея №87 г.Нижнего Новгорода).
Подводя итоги работы группы, участники отметили, что в существующих условиях любой проект (в первую очередь – модель)
в образовании должен носить целостный, комплексный характер. Например, если выстраиваевается индивидуальная образовательная
программа для инклюзивного образования, то должны предлагаться и модель расчета норматива на предоставление этой услуги, и
модель нормативно-правового акта, регламентирующего его реализацию. То есть, следуя логике Александра Адамского, «предметом
проектирования становится норма отношений, которые происходят на стыке нескольких проблематик».
Сергей Горохов
|