27 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика
– Авангард-2013», в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов
деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)», с докладом «Индивидуальная образовательная программа
как способ развития» выступил Владимир Бацын, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
В начале лекции Владимир Бацын описал «устройство» информационной цивилизации, в которой учится, выстраивает
свой жизненный путь, реализуется и самореализуется человек в настоящее время. Ее характеризует:
- максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы,
- включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы,
- опора на талант,
- креативность и инициативность человека,
- многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе социальных) за промежутки времени, которые меньше
образовательного цикла.
Таким образом, происходит смена требований к образованию – вместо однократно полученного знания, освоенного раз и
навсегда, в профессии возникает необходимость к обучению и к конструктивному взаимоотношению с другим на протяжении всей жизни.
В этом смысле новый ФГОС и задает эти ориентиры: от патернализма и контроля – к организации пространства взаимодействия
(школы, учителя, ученика), от «портрета выпускника», задающего определенный результат – к компетентности
(желанию и способности конкурировать).
Исходя из вышеперечисленного, перед российской системой образования появляются новые вызовы, на которые необходимо искать
адекватный ответ:
- снижение качества образования;
- рост доли слабых преподавателей;
- снижение конкурентоспособности на глобальном рынке;
- несоответствие структуры образования потребностям экономики;
- школьное (средне-профессиональное, высшее) образование перестало выполнять функцию социального лифта;
- из вузов выходят выпускники, которые не готовы к инновациям.
Принципиальным отличием «новой» системы образования (в том числе, заявленной в требованиях ФГОС) является то,
что культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии, обновления; жесткие рамки формальной системы образования размываются
(Интернет, частные учебные центры и т.д.); преподаватель теряет монополию на оценку результатов учащегося; появляется необходимость
получения образования в течение всей жизни; образование принципиально понимается как вечно незавершенное (открытое); ядром
карьеры является именно образование, а не накопленный авторитет и жизненный опыт (неадекватный и неактуальный в новых условиях).
Таким образом, системообразующей единицей содержания образования становится движение школьника в проблемном поле
своей образовательной траектории. Только такое содержание образования способно породить современные культурные формы межпоколенческого
и межстратового общения. При этом в образовательном пространстве основными носителями этих культурных форм становятся не учитель
и учебник, а профессионал (эксперт) и культурный текст.
Подводя итог, Владимир Бацын отметил, что индивидуальная образовательная программа становится способом развития
в том случае, если каждый ее «участник» (в первую очередь – ученик) представляет себе, зачем она ему нужна,
что в процессе ее прохождения он откроет в себе, какие новые возможности у него в результате появятся. И школа должна предоставлять
эту возможность, фиксируя ее в основной образовательной программе школы.
Сергей Горохов
|