Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард-2013"> Лекция «Индивидуальная образовательная программа как способ развития», В.К. Бацын
Презентация к выступлению Владимира Бацына 

Лекция «Индивидуальная образовательная программа как способ развития», В.К. Бацын




27 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013», в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)», с докладом «Индивидуальная образовательная программа как способ развития» выступил Владимир Бацын, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

В начале лекции Владимир Бацын описал «устройство» информационной цивилизации, в которой учится, выстраивает свой жизненный путь, реализуется и самореализуется человек в настоящее время. Ее характеризует:

  • максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы,
  • включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы,
  • опора на талант,
  • креативность и инициативность человека,
  • многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе социальных) за промежутки времени, которые меньше образовательного цикла.

Таким образом, происходит смена требований к образованию – вместо однократно полученного знания, освоенного раз и навсегда, в профессии возникает необходимость к обучению и к конструктивному взаимоотношению с другим на протяжении всей жизни. В этом смысле новый ФГОС и задает эти ориентиры: от патернализма и контроля – к организации пространства взаимодействия (школы, учителя, ученика), от «портрета выпускника», задающего определенный результат – к компетентности (желанию и способности конкурировать). 


Исходя из вышеперечисленного, перед российской системой образования появляются новые вызовы, на которые необходимо искать адекватный ответ:

  • снижение качества образования;
  • рост доли слабых преподавателей;
  • снижение конкурентоспособности на глобальном рынке;
  • несоответствие структуры образования потребностям экономики;
  • школьное (средне-профессиональное, высшее) образование перестало выполнять функцию социального лифта;
  • из вузов выходят выпускники, которые не готовы к инновациям.


Принципиальным отличием «новой» системы образования (в том числе, заявленной в требованиях ФГОС) является то, что культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии, обновления; жесткие рамки формальной системы образования размываются (Интернет, частные учебные центры и т.д.); преподаватель теряет монополию на оценку результатов учащегося; появляется необходимость получения образования в течение всей жизни; образование принципиально понимается как вечно незавершенное (открытое); ядром карьеры является именно образование, а не накопленный авторитет и жизненный опыт (неадекватный и неактуальный в новых условиях).


Таким образом, системообразующей единицей содержания образования становится движение школьника в проблемном поле своей образовательной траектории. Только такое содержание образования способно породить современные культурные формы межпоколенческого и межстратового общения. При этом в образовательном пространстве основными носителями этих культурных форм становятся не учитель и учебник, а профессионал (эксперт) и культурный текст.


Подводя итог, Владимир Бацын отметил, что индивидуальная образовательная программа становится способом развития в том случае, если каждый ее «участник» (в первую очередь – ученик) представляет себе, зачем она ему нужна, что в процессе ее прохождения он откроет в себе, какие новые возможности у него в результате появятся. И школа должна предоставлять эту возможность, фиксируя ее в основной образовательной программе школы. 

Сергей Горохов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100