Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард-2013"> Лекция «Методология мониторинга качества основного общего образования», А.Б. Воронцов
Презентация к докладу Алексея Воронцова 

Лекция «Методология мониторинга качества основного общего образования», А.Б. Воронцов




27 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013», в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)», с докладом «Методология мониторинга качества основного общего образования» выступил Алексей Воронцов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Алексеем Воронцовым были развернуты ключевые, с точки зрения проходящего обсуждения, понятия «событие» и «мероприятие». Были осмыслены их этимологическое значение и функционально-практическая значимость. Особо значимой для аудитории была характеристика признаков образовательного события, признаками которого являются:

  1. Наличие инициативных действий учащихся;
  2. Применение на уроках-событиях сообщений–размышлений, а не просто сообщений-информации;
  3. Обязательное приглашение на событие значимых и заинтересованных людей;
  4. Применение различных форматов групповой работы.

В результате чего у ребенка происходит «саморазвитие», личностный рост, а событие может быть связано с перерывом в его течении и переходом в другую реальность. Эксперт особо подчеркнул, что событие должно быть осмыслено как ответственное действие, и способствовать переходу от одного типа действия в другой.

В ходе лекции был рассмотрен вопрос о целевых группах мониторинга качества образования. Каковы их запросы относительно него, что дает оценка качества различных аспектов образовательной деятельности:

  • учащемуся и его семье;
  • учителю;
  • администрации образовательного учреждения;
  • органам управления образованием;
  • общественности;
  • научно-педагогическому и экспертному сообществам.

Исходя из этого определяются стратегические направления развития мониторинговых исследований на 2013-2020 годы (при условии, если будет принят документ об оценке качества образования в 2015 году).

Управление развитием системой оценки качества образования осуществляется через:

  • обновление контрольно-измерительных материалов и оценочных процедур для учащихся нового поколения;
  • изменение подходов к аттестации педагогов;
  • оптимизацию финансовых механизмов;
  • расширение открытости, прозрачности оценочных процедур посредством информатизации.

Эти обстоятельства определяют особенности предметных проверочных работ в новых условиях. Они теперь в большей степени рассчитаны не на проверку формальных знаний учащихся за курс начальной школы, а на оценку их предметной компетентности, умения видеть границу собственных знаний. Тем самым обеспечиваются предпосылки для формирования у них соответствующей учебной мотивации.

Охарактеризована типология диагностических заданий, которая состоит из трех типов. Первый тип соответствует материалу, изученному в начальной школе. Эти задания дают дополнительный материал для организации коррекционной работы, соответствующие зоне актуального развития, являются тем фоном, на котором могут быть выявлены границы, которые необходимо преодолеть для решения новых задач (зона ближайшего развития). Второй тип заданий – задания на «разрыв», назначение которых показать перспективы дальнейшего изучения математики в 5-6 классе. Такие задания строятся за счет кажущегося, на первый взгляд, незначительным видоизменения заданий первого. Третий тип - задания, не имеющие непосредственного отношения к основному содержанию курса математики, но важные с точки зрения формирования и оценки учебной грамотности (задания, предполагающие активную работу с текстом, задания на выявление и анализ закономерностей и т.п.).

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100