Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Панельная дискуссия «Эффективный контракт: первоочередные действия регионов и муниципалитетов, проблемы, риски и способы их минимизации»




27 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013», в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)», состоялась панельная дискуссия «Эффективный контракт: первоочередные действия регионов и муниципалитетов, проблемы, риски и способы их минимизации».

Сергей Горбарец, заместитель директора департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты РФ, отметил, что дискуссия о введении эффективного контракта вызвана Указом Президента РФ, который требует повышения качества государственных услуг, предоставляемых населению. По словам докладчика, помимо улучшения материально-технической базы организаций, ведется работа по повышению заработных плат бюджетным работникам (доведение до средней заработной платы по экономике региона).

«Заработная плата работников в одном учреждении и между учреждениями может различаться. Она может зависеть от квалификации, сложности работы, количества и качества выполняемого труда, распределения стимулирующей части ФОТ,  - отметил Сергей Горбарец, - но при этом должен сохраняться основной принцип: оплата труда должна быть связана с повышением качества услуг».

В этой связи, в 2013-2018 годах реализовывается программа введения «эффективного контракта», который подразумевает качественное совершенствование трудовых отношений.

В рамках реализации программы, по словам докладчика, будет решаться целый комплекс частных задач:

  • Разработка профессиональных стандартов. Квалификационные характеристики сохраняют свое действие, пока они будут действовать параллельно.
  • Разработка норм труда для работников. Система нормирования будет приниматься на основе локального нормативного акта. (Разрабатывается документ с типовыми нормами труда).
  • Система нормирования, принятая в учреждении, должна задавать условия труда: увязывать оплату и результаты труда.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Вадим Чеха, зафиксировал проблему, связанную с созданием максимально полного перечня прав и обязанностей сотрудников. «В повседневной деятельности образовательного учреждения постоянно возникают задачи, которые изначально нельзя спрогнозировать, и, которые не касаются постоянных видов труда, - отметил эксперт. - Возможно ли, в принципе, прописать трудовую функцию в достаточной степени? Или нужен иной принцип, позволяющий выполнять не конкретные виды деятельности, а необходимые под задачу».

«Отдельные организации справляются с этой задачей, прописывают все деятельности под свои задачи и вносят их в трудовой договор, - отметил Сергей Горбарец. – Трудовой кодекс запрещает выполнять функции, не лежащие в трудовом договоре».

«Если детализировано и жестко определить трудовые функции, не удастся учесть частные случаи, которые возникнут в практике, - зафиксировал возникшее противоречие в дискуссии Александр Адамский. – Если же прописать права и обязанности “рамочно”, есть риск, что они будет восприняты “необязательными”».

Заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков дал экспертное определение эффективного контракта: Эффективный контракт – система трудовых и экономических отношений между  работодателем и работниками.

Эффективный контракт – легитимизованная система оплаты труда, обладающая рядом особых свойств.

Краеугольным камнем эффективного контракта, по мнению эксперта, является система оплаты труда, на основании которой, возможно заключение трудового договора. Основой для выстраивания системы оплаты труда образовательного учреждения должны стать показатели качества труда (связанные с показателями качества реализации услуги (Г(М)З)). «Показатели, которые раньше закладывались в муниципальное задание, например, “доля детей, сдавших ЕГЭ”, не подходят для реализации ФГОС, - подчеркнул эксперт. - Должны быть сформулированы показатели, отражающие качество образования по отношению к каждому ребенку».

Именно вокруг этих показателей должны выстраиваться: СОКО, Положение об аттестации педагогов, методика расчета норматива финансирования и методические рекомендации, которые четко и прозрачно трактуют, что такое интенсивность труда, сложность выполняемых видов деятельности, приоритеты ООП.

Директор департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки РФ, Григорий Андрущак отметил важность проведения дискуссии между специалистами из разных областей, в том числе, представителями различных субъектов РФ, по вопросам эффективного контракта. Задачу профессионального сообщества Григорий Андрущак видит в разработке конкретных показателей, учитывающих специфику сферы образования, которые могут быть предложены специалистам Министерства труда и социальной защиты РФ, работающими над эффективным контрактом.

Задача эффективного контракта, по мнению эксперта, состоит в том, чтобы обеспечить «достаточную гибкость системы»: «учителям нужно предоставить такие возможности и условия, чтобы им было выгодно и интересно работать».

Основную угрозу введения эффективного контракта Григорий Андрущак видит в полной регламентации деятельности учителя. «Досконально регламентировать труд учителя – это, все равно, что актеру прописать, с какой интонацией произносить текст роли», - прокомментировал он.

Подводя итоги дискуссии, Александр Адамский обозначил мировую тенденцию, в рамках которой идет разговор об эффективном контракте: «во всем мире идет ожесточенная дискуссия об инструменте оценки деятельности учителя, готового решения нет». Он также отметил принципиальную важность определения стоимости эффективного контракта, «мы подходим к пониманию того качества образования, которое необходимо на современном этапе, но мы еще не обсуждали, сколько это стоит».

Соб. инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100