28 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции
«Эврика – Авангард-2013», в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация
результатов деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)», состоялось выступление Игоря Реморенко, заместителя
министра образования и науки Российской Федерации «Перспективы институциональной модернизации».
Докладчик выступил с тезисом о том, что развитие институционального регулирования в российском образовании носит цикличный
характер. Этот процесс может быть сравним с моделью периодизации детского развития Д.Б. Эльконина, согласно которой мотивационно-смысловой
этап сменяется операционально-техническим. Согласно схеме Д.Б Эльконина, смена одного этапа другим знаменуется кризисом,
связанным со сменой ведущего типа деятельности (например, нормы дошкольной игры вытесняются нормами деятельностей следующего
возраста). В системе образования, по мнению докладчика, смену этапов деятельности можно проследить по проектам и программам,
в которые вкладываются финансовые средства.
Далее в докладе обсуждалась проблематика конструирования новых норм. Игорь Реморенко предложил аудитории следующие тезисы:
- Ни одно изменение невозможно претворить в жизнь без отказа от действующих норм.
- Новые нормы содержат внутри себя «в снятом виде» достижения предшествующих норм. Однако возрождать «норму
прошлого» (к которой, например, докладчик относит предложение вернуть «нормы ГТО» и т.п.) прямым образом
– губительно для институционального регулирования.
- При конструировании норм необходимо задавать такой регулятор, который содержит определенную «зону свободы»
- возможности договориться сторонам, взаимодействие которых регламентирует конкретная норма. В качестве примера докладчик
привел «рекомендации по питанию» ребенка в образовательных учреждениях Англии: для каждого ребенка высчитывается
оптимальный объем и состав пищи, и на этой основе составляются варианты меню, устраивающие и родителей и организацию.
- Кризис экспертного знания – тенденция, которая исключает возможность дальнейшего развития образования путем закрепления
единичного инновационного достижения в качестве нормы. «”Прецедент развивает систему” – этот принцип
больше не работает, - подчеркнул докладчик. - Институциональное регулирование, хоть и зависит от инновационных норм, но не
соотносится с ними прямым образом».
Развивая последний тезис, Игорь Реморенко, отметил распространение специальных технологий, которые ориентируются не на
частные мнения экспертов, а выявляют реальные запросы больших групп людей. Краудсорсинг (crowd — «толпа»
и sourcing — «использование ресурсов») основывается на принципе, согласно которому оптимальное
решение общественно значимых задач достигается в результате большого количества ответов «неравнодушных граждан»,
участвующих в их решении. Другая технология связана с работой «экспертов слабых сигналов», которые анализируют
многие слабые сигналы в информационном поле, и на их основе выявляют тенденции.
Соб.инф.
|