27 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013»,
в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных
инновационных площадок (ФИП)», с первой частью доклада «Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в
образовании» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».
Ключевая задача, считает Александр Адамский - это институциализация норм инновационной деятельности. Однако централизованный
подход к проектированию этой деятельности отошел в прошлое. Вместе с тем, важно понимать, что обобщенные нормы - это правило
современной образовательной политики. «Мы вступили в социологический этап развития образования, когда инновационная
деятельность аргументируется прежде всего успешностью социализации выпускников» - считает эксперт. Ключевой тренд современной
образовательной политики - соединение результатов с содержательными элементами. Важно понимать, в каких социально-политических
условиях будет проистекать жизнь наших выпускников через 10 лет. Поэтому главным вызовом на сегодня является индивидуализация
образования в массовой школе.
Возможен ли массовый проект индивидуализации образования - одна из наиболее актуальных проектных задач. В этой связи основным
инструментом развития образования становится электронная образовательная среда.
«Мы существенно продвинулись в направлении создания современных условий обучения, однако для требований завтрашнего
дня достигнутых нами результатов явно недостаточно» - подчеркнул Александр Адамский. Сегодня практически у каждого учащегося
есть собственный девайс, но у нас есть серьезные проблемы с обеспечением достаточной скорости доступа в Интернет для эффективного
использования этих девайсов. Скорость ниже 2 Мбит/сек не позволяет обеспечить выполнение всех образовательных задач, что совершенно
нивелирует эффективность закупок даже самого современного оборудования. Кроме того, мы отмечаем все возрастающий разрыв в
информационных компетентностях между учащимися и учителями, между учащимися разных ступеней, а дети повышают свою цифровую
компетентность вне образовательных форматов. Электронная образовательная среда перестает быть техническим средством обучения
и становится объектом образовательных отношений.
С другой стороны, помимо информационных компетентностей, ключевыми становятся прогностические компетентности. Траекторию
развития в современных условиях нельзя просчитать, ее можно прогнозировать. Среда, которая создается в школе, должна моделировать
прогностическую ситуацию успешности. Можем ли мы ориентировать среду на завтрашние горизонты? Строить норматив, убеждать фискальные
органы в обоснованности расходов на прогнозные цели. Если есть регионы, муниципалитеты готовые выступить в качестве пилотных
в этом направлении, попытаться построить такую среду хотя бы в своем понимании - эти попытки будут поддержаны.
Ключевой риск связан с необходимостью разделения экспертных суждений и контрольных параметров. Чем активнее экспертное
сообщество вводит свои позиции в нормативные акты - тем хуже для конечного исполнителя. Экспертные позиции обсуждаются большей
частью как идеальная форма, которая, попадая в нормативный акт, превращается в шаблон. В то время как параметры оценки должны
быть простыми, легко оцениваемыми, связанными с удовлетворенностью потребителя.
Важность прогностического способа заключается в подходах к тому, на основании чего строить прогноз. В качестве одной из
моделей может выступать технологический уклад. В истории известно не так много случаев, когда прорыв в образовании определил
изменение технологического уклада. Наиболее яркий пример — принцип обучения всех всему, сформулированный Яном Амосом
Коменским. Фактически была задана система обеспечения ресурса для массового фабрично - заводского способа производства.
Потому что именно в этом направлении современные технологии шагают семимильными шагами, за которыми нам все сложнее успевать.
Вместе с тем, необходимо отметить, что сопротивление инновациям увеличивается при сжатии сроков их внедрения.
Подводя итоги, Александр Адамский подчеркнул, что развитие образования требует ситуации открытого доступа граждан к любым
возможностям самореализации. В противном случае, нужна другая система оценки результатов образования. «Если мы хотим
самостоятельности ребенка, то нам нужна самостоятельная школа. Самостоятельность и свобода школы — это педагогические
условия развития свободной личности» - подытожил Александр Адамский.
Наталья Цырендашиева
|