Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард-2013"> Лекция «Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в образовании» (часть 1), А.И. Адамский
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в образовании» (часть 1), А.И. Адамский




27 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013», в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)», с первой частью доклада «Основные тенденции и результаты внедрения инноваций в образовании» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

Ключевая задача, считает Александр Адамский  - это институциализация норм инновационной деятельности. Однако централизованный подход к проектированию этой деятельности отошел в прошлое. Вместе с тем, важно понимать, что обобщенные нормы - это правило современной образовательной политики. «Мы вступили в социологический этап развития образования, когда инновационная деятельность аргументируется прежде всего успешностью социализации выпускников» - считает эксперт. Ключевой тренд современной образовательной политики - соединение результатов с содержательными элементами. Важно понимать, в каких социально-политических условиях будет проистекать жизнь наших выпускников через 10 лет. Поэтому главным вызовом на сегодня является индивидуализация образования в массовой школе. 

Возможен ли массовый проект индивидуализации образования - одна из наиболее актуальных проектных задач. В этой связи основным инструментом развития образования становится электронная образовательная среда.

«Мы существенно продвинулись в направлении создания современных условий обучения, однако для требований завтрашнего дня достигнутых нами результатов явно недостаточно» - подчеркнул Александр Адамский. Сегодня практически у каждого учащегося есть собственный девайс, но у нас есть серьезные проблемы с обеспечением достаточной скорости доступа в Интернет для эффективного использования этих девайсов. Скорость ниже 2 Мбит/сек не позволяет обеспечить выполнение всех образовательных задач, что совершенно нивелирует эффективность закупок даже самого современного оборудования. Кроме того, мы отмечаем все возрастающий разрыв в информационных компетентностях между учащимися и учителями, между учащимися разных ступеней, а дети повышают свою цифровую компетентность вне образовательных форматов. Электронная образовательная среда перестает быть техническим средством обучения и становится объектом образовательных отношений.

С другой стороны, помимо информационных компетентностей, ключевыми становятся прогностические компетентности. Траекторию развития в современных условиях нельзя просчитать, ее можно прогнозировать. Среда, которая создается в школе, должна моделировать прогностическую ситуацию успешности. Можем ли мы ориентировать среду на завтрашние горизонты? Строить норматив, убеждать фискальные органы в обоснованности расходов на прогнозные цели. Если есть регионы, муниципалитеты готовые выступить в качестве пилотных в этом направлении, попытаться построить такую среду хотя бы в своем понимании - эти попытки будут поддержаны.

Ключевой риск связан с необходимостью разделения экспертных суждений и контрольных параметров. Чем активнее экспертное сообщество вводит свои позиции в нормативные акты - тем хуже для конечного исполнителя. Экспертные позиции обсуждаются большей частью как идеальная форма, которая, попадая в нормативный акт, превращается в шаблон. В то время как параметры оценки должны быть простыми, легко оцениваемыми, связанными с удовлетворенностью потребителя.

Важность прогностического способа заключается в подходах к тому, на основании чего строить прогноз. В качестве одной из моделей может выступать технологический уклад. В истории известно не так много случаев, когда прорыв в образовании определил изменение технологического уклада. Наиболее яркий пример — принцип обучения всех всему, сформулированный Яном Амосом Коменским.  Фактически была задана система обеспечения ресурса для массового фабрично - заводского способа производства. Потому что именно в этом направлении современные технологии шагают семимильными шагами, за которыми нам все сложнее успевать. Вместе с тем, необходимо отметить, что сопротивление инновациям увеличивается при сжатии сроков их внедрения.

Подводя итоги, Александр Адамский подчеркнул, что развитие образования требует ситуации открытого доступа граждан к любым возможностям самореализации. В противном случае, нужна другая система оценки результатов образования. «Если мы хотим самостоятельности ребенка, то нам нужна самостоятельная школа. Самостоятельность и свобода школы — это педагогические условия развития свободной личности» - подытожил Александр Адамский.

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100