27 апреля 2013 года в Москве в ходе традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард-2013»,
в рамках которой проходят профессионально-общественные обсуждения «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных
инновационных площадок (ФИП)», состоялся мастер-класс структурного подразделения школы № 1133 ЭУК «Школа
развития» (г.Москва), победителя конкурса «Знак качества образования».
Надежда Лихошерст, педагог ЭУК «Школа развития» представила особенности оценочной системы в данном образовательном
учреждении.
Учитывая ограниченность во времени, в рамках мастер-класса представлены следующие моменты:
- Инициаторы процедур оценки качества образования (кто и в какой степени является инициатором проведения оценочных процедур,
возникают ли проблемы с инициированием и др.);
- Предмет оценки (что, собственно говоря, мы оцениваем, в отличие от других?);
- Оценочная процедура (что она собой представляет?);
- Циклы и виды оценочных процедур.
Что такое результат? Не ответив на этот вопрос, нет смысла говорить о предмете оценивания, о процедурах оценивания. В
отличие от традиционной системы, подчиненной задаче усвоения учеником определенной суммы знаний, умений и навыков, с опорой
на учебную активность репродуктивного типа, развивающее обучение опирается на учебную активность поисково-исследовательского
типа, то есть на учебную деятельность. Поэтому результат – разворачивание учеником своей образовательной программы,
его образовательный запрос, то, с каким вопросом он обращается к нам. Больше всего образовательные процедуры будут сосредоточенны
именно на сквозных образовательных результатах, а также метапредметных и личностных результатах.
Кто инициирует в школе оценочные процедуры, позволяющие определять уровень достижения результата? Абсолютное первенство
принадлежит учителям, что вполне объяснимо, именно они отвечают за результат. В начальной школе 59 %, в основной школе 49
% оценочных процедур инициируют педагоги. Администрация является инициатором 11% процедур в НШ и 12% ОШ, что вполне сопоставимо
с инициаторами «внешними» - 10% в НШ и 17% в ОШ. Надо отметить, что оценочные процедуры внешней оценки включаются
в школьную оценку только на основе добровольности. Родители чаще выступают участниками оценочных процедур, нежели инициаторами.
Ученики в ЭУК являются полноценными инициаторами оценочных процедур. 19% оценочных процедур в НШ и 20% в ОШ инициируются
учениками. Так, умение задавать, формулировать «умные» вопросы (по содержанию), проявленное во время индивидуальных
или групповых консультаций – это инициатива, которая фиксируется в трехбалльной шкале: 1-балл присутствовал на консультации;
2-балла задавал вопросы, но не содержательные; 3 балла - задавал содержательные вопросы.
На разных уровнях определены свои «точки фокусировки» в отношении оценочных действий. Приоритеты:
- на ученическом уровне – самооценка и запрос на экспертную оценку взрослого;
- на педагогическом – преимущественная опора на процедуры формирующего обучения (фокусировать внимание учителя
и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания), оценки индивидуального прогресса;
- на административном уровне это акцент на оценку стартовых возможностей и итоговых результатов, а так же оценку образовательных
программ, от которых и зависит, в конечном счете, качество образования.
Несмотря на большое количество оценочных процедур, благодаря цикличности, плановости процесса оценивания, напряжения не
ощущается. В этот момент в ЭУК стартовали рефлексивные фазы, на которых ученики представляют общественности результаты своего
труда, учебы.
Созданная электронная система позволяет работать с большим разнообразием форм оценок (в %, в баллах, рейтингах), и, не
смотря на то, что количественные оценки, казалось бы, преобладают, по сути своей они комплексные, интегрированные. Например,
экспертные оценки в сочетании с уровневыми оценками педагогов на начальной ступени обучения дают тьюторам прекрасную возможность
простроить индивидуальные маршруты и образовательные траектории учащихся, естественно в тесном сотрудничестве с самим учеником.
Иван Трифонов
|