23 апреля 2013 года в Ростове-на-Дону в рамках экспертно-аналитического семинара «Развитие сети общеобразовательных
учреждений Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону» с докладом «Проблематика развития образовательной системы»
выступила Анна Пустошкина, начальник отдела образования Ворошиловского района г.Ростова–на–Дону.
Анна Пустошкина отметила, что проблематика развития образовательной системы Ворошиловского района города Ростова-на-Дону
представляет собой:
- формирование муниципального задания , отражающего качество и результативность образовательной услуги;
- сетевое образование как способ реализации индивидуальных образовательных программ учащихся старшей школы;
- барьеры, препятствующие реализации ФГОС ( несоответствие инфраструктуры типовых школ задачам индивидуализации).
Проектная задача отдела образования: создание модели сетевого образования в районе, где образование предстает не как традиционная
«вертикальная», иерархически организованная система, а как горизонтальная, самоорганизующаяся сеть. Содержанию
«сетевого образования» ближе заявляемая сегодня в контексте программы модернизации «концепция компетенций»,
чем идеология традиционных ЗУНов. Содержание и организация сетевого образования иные, нежели в традиционной системе
(например, районная «Виртуальная школа», где индивидуальная образовательная программа подростка может быть реализована
за счет программ разных образовательных и иных учреждений).
Организация сетевого взаимодействия позволяет в некоторой степени перекрыть кадровый дефицит в общеобразовательных учреждениях.
В образовательных учреждениях Ворошиловского района уже накоплен некоторый положительный опыт сетевого взаимодействия, позволяющий
оценить возможности подобного взаимодействия для расширения содержания образования и обеспечения потребностей школьников в
образовании, выходящем за рамки традиционного учебного плана, в том числе и в вопросах профилизации.
Показателен в этом отношении опыт взаимодействия образовательных учреждений района и межшкольного учебного комбината, как
районного ресурсного центра не только для реализации предмета технологии для 8-11 классов, но и обеспечения предпрофильной
подготовки и профильного обучения по 13 направлениям. Многолетнее сотрудничество межшкольного комбината с СПО и вузами
города позволяет сделать профориетационную работу более личностно-орентированной и целенаправленной.
Другая сетевая модель взаимодействия с учреждениями СПО, существующая в районе дает возможность получения дополнительного
экономического, правового, архитектурного образования, не покидая стен школы, с гарантированным получением документа об этом
образовании наряду со школьными аттестатами реализуется в нескольких учреждениях района:
- Участие МБОУ СОШ № 30, 98, 100 в работе по совершенствованию региональной системы непрерывного профильного образования
в комплексе «Школа-колледж-вуз» на базе Института экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ расширяет спектр
образовательных услуг, помогает удовлетворить интересы и запросы обучающихся этих школ.
- Сетевое взаимодействие МБОУ СОШ №90 с Институтом управления, бизнеса и права помогает обеспечивать преемственность
между общим и средним профессиональным образованием.
- Удовлетворение потребительского спроса на образовательные услуги в рамках получения основ профессиональных
знаний без отрыва от обучения в школе обеспечивается сетевым взаимодействием гимназии №76 и лицея №102 с
факультетами ЮФУ.
В 2013 году наполняемость дошкольных учреждений составила 6479 и на учете в отделе образования стоит более 5 тысяч детей,
нуждающихся в определении в детские сады. В сложившихся условиях решением проблемы может быть:
- возврат в сеть зданий бывших детских садов, отданных под аренду другим организациям для дальнейшего их капитального ремонта
и использования по прямому назначению: здание МБОУ СОШ «Финист», «Эврика-Развитие», гимназии
№118, МБДОУ №211 (второй корпус), МБДОУ № 225(второй корпус), МБДОУ №54;
- увеличение количества дошкольных учреждений с группами кратковременного пребывания детей. На сегодня в районе таких садов
шесть- МБДОУ № 36, 49, 77, 137, 267, 314 общей численностью 110 мест; планируется открытие групп кратковременного пребывания
еще в 3-х садах (МБДОУ № 111, 288, 226);
- открытие дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений (МБОУ №101- 2 группы);
- рассматривается вопрос полной реконструкции второго корпуса МБДОУ №226 в рамках концессионного соглашения для решения
проблемы внедрения экономических механизмов стимулирования развития негосударственного сектора дошкольного образования, проблемы
обеспечения доступности детских садов и улучшения качественных характеристик здания дошкольного учреждения в соответствии
с современными нормативными требованиями;
- прорабатывается вопрос об открытии в районе групп семейного дошкольного образования.
Представленная проблематика дает основание для разработки проекта региональной пилотной площадки – подытожила Анна
Пустошкина.
Иван Трифонов
|