Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Елены Петряевой 

Лекция «Современные требования к электронной среде школы», Е.Ю. Петряева




13 декабря 2012 года в рамках дистанционного экспертного семинара по общественному обсуждению модели электронной образовательной среды школы с докладом «Современные требования к электронной среде школы» выступила Елена Петряева, руководитель службы мониторинга Института проблем образовательной политики «Эврика».

Елена Петряева особо отметила, что образовательная среда современной школы должна быть такой, в которой осуществление образовательной деятельности членами коллектива и обучение учащихся возможно только с помощью информационных инструментов, в том числе и невируальных.

Современная электронная цифровая школа — это не только техническое оснащение образовательного процесса, что само по себе, безусловно, является важнейшим фактором качества образования детей. Современная электронная цифровая школа  — это особая образовательная среда, точнее совокупность различных образовательных сред. Именно среда, побуждающая к взаимодействию с собой, являющаяся «вызовом» для субъекта, выступает содержанием образования.

В электронной среде, в отличие от замкнутого класса, можно найти каждому из своих учащихся индивидуальный ресурс, выстроить индивидуальную траекторию развития учащихся, показать, что современный мир это библиотека ресурсов, из которого он может выбрать ему предназначенное. Можно сформулировать еще одно требование к среде - развитие у ребенка чувства, ощущения того, что среда это неисчерпаемый ресурс.

Важнейшим способом образования становится рефлексия того, что изменилось, когда изменилась среда и инструменты деятельности в данной среде.

Индивидуальный прогресс в развитии ученика можно проследить на основе увеличения инструментов и способов, которые он использует для работы в среде. Образовательная среда школы  не должна быть направлена на повышение тех же показателей, которые дает традиционная школа, но эти показатели при этом должны улучшаться.

Важно отметить, что овладение информационными инструментами субъектами образовательного процесса – это опосредованный результат выполнения задания в электронной образовательной среде.

Достоинство информационной среды в том, что можно учесть большое количество факторов, которые интегрирует и обсчитывает машина.

Необходимость создания развивающих образовательных сред предъявляет особые требования к учителю. Одна из задач учителя  возмещение дефицита человеческого общения (чем больше электронной среды, тем меньше общения). Тьюторское общение, обсуждение личностных и учебных сложностей  становятся центральными в образовательной среде школы. Вторая задача, создание образовательных сред, в том числе и электронных образовательных сред. Только учитель высокого класса может создать электронную образовательную среду, стать навигатором того, что находится в сети. В связи с этим появляется необходимость в постоянном освоении новых технических средств учителем. Третья задача, уметь формировать у ученика отношения к разным средам, способность к взаимодействия с ним.

Анализ практической деятельности образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации позволяет выделить ключевую тенденцию информатизации образовательной среды на современном этапе. Процесс информатизации образования воспринимается в большей степени как процесс технического оснащения учреждения (что также представляется важным), а не как процесс, способный оказать влияние на изменение содержания и организации обучения в условиях внедрения ФГОС, реализацию в полной степени принципа индивидуализации обучения, индивидуализированной оценки результатов. Наличие указанной тенденции определяется комплексом проблем.

Во-первых, не обеспечиваются базовые условия для развития электронной образовательной среды: сохраняется низкий уровень технической оснащенности школ, низкая скорость Интернет, наличие контент-фильтрации.

Во-вторых, внедрение электронных сред в образовательные учреждения носит централизованный характер, не опирается на анализ эффективности использования инструментов для реализации ФГОС.

В-третьих, не проработаны финансово-экономические механизмы реализации новых форм обучения, появление которых является результатом информатизации образования (реализация образовательной программы в сети Интернет, реализация дистанционного обучения).

В-четвертых, отмечается низкий уровень ИКТ-компетентности учителей, руководителей.

В-пятых, фиксируется «размытость» понимания сущности дистанционного обучения и механизмов его реализации  образовательными учреждениями.

В-шестых, акцентируется проблема дублирования электронных и бумажных форматов. Здесь встает вопрос об  уровне электронной грамотности учителя  – как вопрос качества образования. Руководитель образовательного учреждения приобретает электронную ответственность: электронный образовательная среда как хранилище базы данных, электронная подпись как гарант достоверности этих данных.

В-седьмых, электронная среда, и входящие в ее состав информационные инструменты, в том числе и не виртуальные воспринимаются родительской общественностью как средства, отвлекающие учеников от образовательного процесса. Представления общества об электронной среде как образовательной пока еще не сформированы.

Переход образовательных учреждений от электронной среды к электронной образовательной среде обсуждался в рамках IV Байкальского образовательного форума 3-5 июля 2012 года.

Для  перехода образовательных учреждений от электронной среды  к электронной образовательной среде в первую очередь необходимо создать базовые условия (технические, нормативно-правовые и финансово-экономические):

1. Обеспечение скорости Интернет:

  • для всех школ не менее 512 Кб/с на одно рабочее место (входящая и исходящая скорость) – минимальное условие;
  • для школ, внедряющих электронные образовательные среды с индивидуализированными инструментами работы всех участников образовательного процесса, не менее чем: (Количество учеников*32 Кб/с (скорость, обеспечивающая работу 1 ученика в электронной образовательной среде на персональном гаджете)) + (количество помещений (мест) для осуществления дистанционного обучения*512 Кб/с) – максимальное условие.

2. Осуществление ежеквартального мониторинга скорости Интернет (входящей и исходящей) в образовательных учреждениях, фиксация актуального состояния скорости Интернет относительно каждого образовательного учреждения.

3. Организация межведомственного взаимодействия с Министерством коммуникаций и связи для обеспечения доступных условий предоставления трафика Интернет. 

4. Строительство Центров Обработки Данных как на региональном уровне (ведомственном уровне), так и на федеральном уровне для обеспечения функционирования электронной образовательной среды на основе облачных технологий.

5. Обеспечение аппаратной мобильности доступа к электронным образовательным ресурсам всем учащимся школ (планшетник, электронный паспорт школы, электронный учебник, электронный дневник и т.д.).

6. Снабжение электронной среды информационными инструментами: инструментами фиксации образовательного процесса и результатов, инструментами индивидуального планирования и его выполнения, инструментами для выполнения разных видов деятельности, инструментами автоматизированной оценки качества образования на разных уровнях и т.д 

7. Разработка нормативов на дистанционное обучение, на реализацию образовательных программ в сети Интернет, внедрение разнообразных форм обучения.

8. Разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей беспрепятственную замену бумажных форматов на электронные форматы, регулирующей вопросы контент-фильтрации доступа к ресурсам Интернет образовательных учреждений.

Обеспечение базовых условий позволяет по-новому развернуть весь учебный процесс. Вторым этапом перехода от электронной среды к электронной образовательной среде является:

  • Строительство и описание моделей построенных электронных образовательных сред, включая нелинейное расписание, переход на электронный документооборот, автоматизированную фиксацию результатов образовательной деятельности и т.д.;
  • Создание методического инструментария использования достижений ИКТ-технологий в образовательном процессе.

На данном этапе представляется важным дидактическая проработка вопросов формирования электронной образовательной среды на уровне предмета, вида деятельности и т.д.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100