Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Дистанционный семинар по общественному обсуждению модели электронной образовательной среды школы> Сообщение «Электронная среда: содержание образования и технологический инструментарий», А.И.Адамский
Презентация к докладу Александра Адамского 

Сообщение «Электронная среда: содержание образования и технологический инструментарий», А.И. Адамский




13 декабря 2012 года в рамках дистанционного экспертного семинара по общественному обсуждению модели электронной образовательной среды школы с докладом «Электронная среда: содержание образования и технологический инструментарий» выступил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Александр Адамский подчеркнул, что цели модернизации образования лежат вне системы образования. На появляющиеся вызовы деятели образования в инновационных сообществах отвечают по своей инициативе. Им приходится помнить не только об образовательных факторах. Возникает и проблема анализа внешних факторов, из которых эти вызовы пришли. Для инновационной сферы потеря видения внешних факторов губительна. Это и заставляет анализировать внешние факторы, относительно которых производятся инновационные образовательные продукты.

Продуктивное отношение образования и производства появилось примерно в середине 18 века. Основанием этому стала созданная Коменским система обучения всех всему. Товары и услуги начали производиться массово и стали доступны не только элите. Это начало новой волны цивилизационного развития. При этом всегда было и сопротивление процессу развития цивилизации. И эти сопротивления всегда носят яростный характер. Логично предположить, что сопротивление будут встречать (и встречают) не только процессы развития производственных технологий, но и процессы развития образования. «Всегда найдется часть людей, для которых прежние условия – это большая ценность», - комментирует лектор. Примером тому является ситуация введения экзамена в России около 200 лет назад: экзамен как не принимался в то время, так и не принимается сегодня ЕГЭ некоторой частью населения.

Школы, которые 20 лет назад вышли в лидеры за счет введения инноваций, сегодня частично сохранили свои позиции лидеров в сфере образования. Но таких лидеров, по мнению Александра Адамского, в России около двух десятков. Можно предположить, что характер образовательного процесса в таких образовательных учреждениях вышел на временной уровень двухтысячных годов. Это означает только то, что именно этим школам очень быстрыми темпами необходимо выйти на уровень 2015 года и начать опережать реальную ситуацию социального, экономического, политического и пр. развития на несколько лет. Это требует проектирования нового типа: актуален прогнозный характер проектирования. «Учитель, который прогнозирует разные типы отношений, в которые попадет ребенок через 5 лет, то он работает на социализацию ребенка». Соответственно, педагогический коллектив, в котором не культивируется видение тех отношений, в которые ребенок попадет в перспективе, готовит ребенка к той жизни, которой уже никогда не будет.

Модернизация всегда сопровождается сопротивлением. Причем на сторону противников изменений зачастую встают представители интеллигенции, которые поддерживают не «двигателей модернизации», а тех, кто является ее жертвами. Пока неизвестны технологии массового вовлечения родителей в поддержку модернизации образования. Ни один родитель сейчас не скажет, что формирование компетенций у ребенка лучше, чем оценки в дневнике. Задачи самореализации нет, есть задача – быть не хуже других.

Пути институциональной образовательной политики:

  1. Культивирование прецедентов – «точек роста», с помощью воспроизведения лучших образцов деятельности, их пропаганды, подвижничества и возвеличивания «звезд».
  2. Единая норма для всех, установленная на верхнем уровне системы и «спущенная» на нижние уровни для реализации. Главным риском этого пути является высокий уровень сопротивления со стороны реализаторов новой нормы.

Эксперт подчеркнул, что нормативное оформление строится путем рефлексии и обобщения и предполагает описание некоторых основных позиций:

  • Новая система оплаты труда;
  • Нормативное подушевое финансирование;
  • Государственное (муниципальное) задание;
  • Стандартизация качества услуги;
  • Финансирование качества (различные программы и фонды качества образования);
  • Размывание рамок (превращение школ в центры сообществ на местах, где создается социальный капитал).

Электронная образовательная среда должна обеспечивать полное функционирование образовательного учреждения через информационную систему:

  • Состояние основных фондов;
  • муниципальное задание;
  • система оплаты труда;
  • кадры;
  • образовательная программа;
  • проведение занятий;
  • фиксация всех достижений учащихся.

Среда сама агрегирует все данные в нужные базы, поэтому внешний мониторинг становится агрегацией всех необходимых данных в нужные базы.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100