Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Курсы повышения квалификации в рамках проекта "Школа Росатома"> Курсы повышения квалификации в Красноярске> Лекция "Понятие возрастной нормы и ведущей деятельности в дошк. и мл.шк.возрасте", Р.В. Селюков
Презентация к докладу Романа Селюкова 

Лекция "Понятие возрастной нормы и ведущей деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте", Р.В. Селюков




4 декабря 2012 года в Красноярске в рамках очной установочной сессии курсов повышения квалификации для работников воспитателей ДОУ и учителей начальной ступени образования по программе «Управление проектами» выступил первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков с лекцией «Понятие возрастной нормы и ведущей деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте».

В рамках лекции докладчик рассказал об основных идеях отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.), положенных в основу концепции развития личности и теории развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Первое понятие, на котором остановился докладчик – сензитивные периоды развития -  предполагается, что в жизни ребенка есть периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных свойств и сторон психики, видов поведения. Например, сензитивным периодом развития речи считается время от полутора до трех лет.

Многие способности (возрастные новообразования психики), если они не были актуализированы и сформированы в подходящий сензитивный период, впоследствии не формируются, либо формируются в малой степени, либо формируются компенсаторным путем. Так, в случае, если ребенок до 3-х лет не слышал человеческой речи, не находился в среде человеческого общения, формирование соответствующей способности в дальнейшем практически невозможно.

Таким образом, задача взрослого, активно сопровождающего развитие ребенка – обеспечить формирование у ребенка средств, находящихся в рамках возрастной нормы.

Говоря о роли учителя в развитии возрастных новообразований, эксперт отметил, что основным интегральным результатом для начальной ступени образования является сформированная учебная деятельность, которая предполагает овладение ребенком следующими средствами: - целеполагание; - моделирование (изобретение) способа для решения поставленных (самим собой) задач; - контроль (способность понять, насколько его способ привел его к тому, что он задумывал); - оценка (способность увидеть, для каких ситуаций его способ подходит, а для каких нет; оценка открывает ребенку новые пространства для исследования).

Проявлением сформированности учебной деятельности, по мнению докладчика, может служить его способность сориентироваться в ситуации высокой неопределенности. «Если в ситуации неопределенности, человек переживает сильный стресс, он не может сформулировать решение проблемы или выстроить свое поведение для решения задачи, значит, в начальной школе у него не сформировалась учебная деятельность», - пояснил Роман Селюков.

«Многие, становясь взрослыми, остаются недоразвитыми, - делает вывод эксперт. - Остальное развивается компенсаторным образом, но если компенсация становится системной, то это зачастую ведет к неврозу».

Сегодня, по словам эксперта, в логике освоения возрастных норм, прописаны ФГОС – для трех ступеней образования. Так, в качестве интегрального результата начальной ступени образования полагается «учебная деятельность» (понимаемая в рамках системно-деятельностного подхода),  интегральный результат основной ступени образования – способность формирования индивидуального образовательного маршрута (главный способ – социальная проба), для старшей школы результатом является – умение реализовать индивидуальный маршрут, разработанный на предыдущей ступени образования.

Сейчас, по мнению эксперта, необходима стандартизация образовательного процесса, обеспечивающего освоение ребенком средств, находящихся в рамках его возрастной нормы для ступени дошкольного образования. Основные актуальные задачи в этом направлении:

1.Определить, «что» является результатом дошкольной ступени образования (в логике обеспечения возрастной нормы)?

2.Определить технологии работы педагога («что» и главное «как» делать), позволяющие сформировать у ребенка средства, соответствующие возрастной норме.

Татьяна Морозова

 

 

 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100