Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Очный учебный семинар по методическому сопровождению системы «Электронный паспорт школы»> Лекция «Стратегия развития системы образования: цели и институты», А.И.Адамский
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Стратегия развития системы образования: цели и институты», А.И.Адамский




11 декабря 2012 года в Красноярске в рамках очного учебного семинара по методическому сопровождению системы «Электронный паспорт школы» c докладом «Стратегия развития системы образования: цели и институты» выступил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Александр Адамский обозначил несколько ключевых тезисов, разворачивая которые, строил свою лекцию.

  • Тезис первый. Проблема модернизации образования появляется вне системы образования.

Проблематика образования лежит вне системы образования, что означает, что исследовать вызовы и понимать проблематику необходимо как внесистемные явления. А ответы на возникающие вызовы нужно давать в другой стилистике: в педагогической. Например, на экономические вызовы (как, к примеру, большой разрыв между богатыми и бедными) нужно давать педагогические ответы (о способах преодоления этого большого разрыва).

Для чего нужно строить такое соотношение? Власть, делая выводы об эффективности деятельности образовательного учреждения, ориентируется не столько на образовательные результаты, сколько на экономические результаты. В частности, сокращается ли большой разрыв между богатыми и бедными (становится ли меньше бедных и больше богатых) есть показатель того, хорошее ли образование дается молодым людям.

Как понять вызовы образованию, идущие извне?

Необходимо анализировать и понимать природу этих вызовов.

  • Тезис второй. Чтобы понимать, какими модернизационными процессами образование может отвечать вызовам, необходимо анализировать природу этих вызовов.

Педагогические способы и основания не рассчитаны на тот тип отношений, из-за которых эти вызовы возникли.

"Мне близка теория экономиста Николая Кондратьева про волны развития экономики, - сказал лектор. - В контексте изменения технологических укладов можно обсуждать характеристики экономических и образовательных процессов, соотносить их". Технологические волны, особенно начиная с конца 18 века, были подготовлены системой Каменского. Самим тезисом массового образования был подготовлен процесс производственной технологизации. Образование помогало такому технологическому развитию, но до той поры, пока скорость массовизации производства не стала превышать скорость образования человека. Путь от научного открытия до реализации (воплощения открытия в массовую практику) сравним с образовательным циклом (около 15 лет). Пока этот путь был 50-75 лет (как путь от изобретения парового двигателя до железной дороги в массовом применении), соотношение по времени между образовательными технологиями и производственными, было нормальным. "Сейчас есть ряд профессий, где бессмысленно начинать готовить людей по полному циклу инженерного образования. Пока мы закончим их учить, эта профессия кардинально изменится", - сказал Александр Адамский. Изменение производства в трехлетний период - это требование сегодняшнего дня к предприятию, которое хочет быть конкурентоспособным.

Наивысшая способность к конкуренции есть у тех, кто проявляет способность к самообучению, а это результат образования. Такая способность требует самостоятельной постановки задач учащимися перед собой. "Чем лучше учитель учит, тем больше у ребенка атрофируется способность к самообучению", - убежден Александр Адамский. Объясняется это тем, что традиционно хороший учитель обеспечивает погружение в предмет за счет выстраивания системы задач для учеников. Способность искать задачу, а не погружаться в предмет, есть результат современного обучения. "Но как найти проблему не погрузившись в предмет?"

  • Тезис третий. Тенденция индивидуализации имеет экономические и технологические основания.

Сегодня ситуация характеризуется тем, что, с одной стороны, идет процесс массовизации (продукты потребления почти все - массовы). С другой стороны, идет процесс индивидуализации (которая проявляется и в стиле одежды, и в особенностях организации жилья, и в предпочтениях). Образование в такой ситуации не только потеряло статус лидерства в развитии человека, но и потеряло даже статус поддержки. Это означает, что образовательные учреждения теряют статус образовательных институтов. «Каменский совершил научный подвиг и прорыв, создав массовую школу значительно раньше, чем массовость появилась на производстве. Но еще никто не смог совершить шаг на индивидуализацию»,- сказал лектор.

Может ли образование быть опережающим? Да, если оно станет исключительно проектным, а не репродуктивным. Александр Адамский считает, что рассвет инновационных образовательных технологий - это период от Выготского до Давыдова. «Сейчас или мы делаем прорыв в развитии педагогических технологий через информационные технологии, или отгораживаемся от этого и рискуем сделать педагогику эзотерической наукой», - уверен лектор.

"Без культуры потребления нет культуры производства. Низкий уровень культуры потребления резко ограничивает рост производства". Такой ответ дал лектор на вопрос об ориентации образования: образование - для развития личности или для культуры потребления, прокомментировав, что такое разделение опасное и носит искусственный характер.

На вопрос о механизмах синхронизации региональной политики, образования и экономики, Александр Адамский отметил два ключевых механизма: вопервых, индивидуализация образования (переход от фронтального способа работы к построению индивидуальных образовательных программ на основании наклонностей и способностей ребенка), во-вторых, исследовательская деятельность в учреждениях профессионального образования и проектная и инновационная деятельности - в общеобразовательных учреждениях.

Елена Иванова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100